Головные уборы
Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.
Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.
Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы североамериканских индейцев.
У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.
Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами.
Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.
Традиционный корякский головной убор.
Мужской костюм
Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.
Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.
Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.
Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.
Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем
Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.
Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.
Виды обуви
Обувь жители древней Руси плели из древесного лыка, а также шили из сафьяна, бархата, кожи, шерсти, парчи. Как и одежду, её богато украшали вышивкой и аксессуарами. Украшения на носках и каблуках нередко дополняли элементами из золота и серебра, жемчуга, драгоценных камней. Распространённые виды обуви:
- Лапти — низкие плетёные ботинки, крепящиеся на ноге при помощи шнурков. Изготавливаются из древесного лыка. Подошва укреплялась плотным плетением или кожными вставками.
- Башмаки — кожаная обувь на шнурках.
- Чёботы — сапоги с кротким голенищем. Бывают мужскими и женскими, прямыми и кривыми (последние отличают загнутым вверх носком).
- Ичиги — лёгкие сапоги, изготовленные специально для максимально удобных пеших перемещений. Отличаются мягким носком и жёстким задником — эта особенность делает шаг бесшумным, из-за чего ичиги были популярны у охотников. Изготавливаются из кожи, сафьяна или какого-либо похожего материала.
- Валенки — тёплая тяжёлая обувь из овечьей шерсти. Бывают твёрдыми или мягкими — последние надеваются под сапоги. Предназначены для ходьбы по сухому снегу.
- Онучи — широкие плотные ленты ткани, которыми обматывают ногу по колено под другую обувь. Носятся с лаптями и другой низкой обувью или самостоятельно.
- Поршни — простейшие ботинки из одного куска кожи, сшиваемого ремнём. По форме похожи на лапти.
В городах надевали сапоги и туфли. Каблуки на последних достигали 10 сантиметров в длину.
Особенности карельского национального костюма
В прошлом навыки шитья и рукоделия прививали девочкам с раннего детства. Поэтому хорошая хозяйка могла сшить платье, украсить изделие вышивкой крестиком или тамбурным швом. А также кружевом, лентами, бисером и другими аксессуарами. Для вышивки праздничной одежды карельские мастерицы обычно использовали красную нить. А повседневной — белую или бежевую. На карельской вышивке присутствовали самые разные узоры и орнаменты — геометрические фигуры, животные, птицы, растения. Причем многие из них выполняли функции оберега. Расшивая свой наряд, мастерица закладывала в него посыл счастья, любви и защиты от «злых сил».
Карельский национальный костюм отличался прямым, свободным, не стесняющим движений кроем. Различалась одежда повседневная и для праздников. Для изготовления самобытных нарядов использовались следующие материалы:
- лен;
- шерсть;
- посконь;
- пестрядь.
Причем карелы и другие народности многие ткани изготавливали самостоятельно на ткацких станках и прялках. Для этого выращивали исходное сырье — лен и коноплю, и разводили овец. Полученные ткани обрабатывали натуральными красителями — луковой шелухой, настоями коры или ягодным соком. А за фабричными тканями — ситцем, кумачом, парчой, тафтой и муаром — оправлялись на ярмарку или к коробейникам.
В старину карельские празднества отличались весельем и массовостью. Юноши и девушки пели песни, водили хороводы, прыгали через костры, зимой катались на санях. Для таких мероприятий подбирались яркие заметные одежды. Чаще всего это были красные или синие наряды, обязательно в сочетании с белоснежным фоном. Помимо жизнеутверждающей яркости, особенность карельских национальных костюмов — отделка рукавов. Во многих нарядах они собирались резинкой и украшались пышными воланами.
Мужская национальная одежда
Представители сильного пола и в старину выглядели элегантно и привлекательно. Белая, украшенная вышивкой рубаха подпоясывалась кушаком. И сочеталась с яркими домоткаными штанами синего или зеленого цвета, заправленными в высокие сапоги. Поверх рубахи мужчины носили черную жилетку и дополняли наряд картузом или фуражкой. А вот старики чаще носили валяные шляпы в форме усеченного конуса.
Мужская рубаха изготавливалась двух видов. Длинная до колен из домотканого полотна. И более короткая до середины бедра с воротником-стойкой из кумачового коленкора. В холодное время года крестьянин надевал суконный пиджак с отложным воротником. Или теплый кафтан длиной до колена. А при наступлении морозов доставал шубу, тулуп из овчины и теплую меховую шапку.
Женская национальная одежда
Традиционный женский костюм отличался большим разнообразием. Сарафаны и рубашки свободного покроя расширялись книзу и подпоясывались вышитым поясом. В повседневной одежде функции пояса исполнял длинный передник. Часто его украшали воланами, вышивкой и бахромой. Нижняя рубашка карелок сияла белизной, символизируя чистоту образа. А длина сарафанов доходила практически до пола, что показывало сдержанность и скромность.
Также женский наряд мог состоять из белой холщовой рубашки с пышными рукавами. И длинной, чуть расклешенной юбки в традиционных цветах — красном, синем или зеленом. Одежда во многом зависела от возраста женщины. Чем старше ее обладательница, тем сдержаннее был наряд.
Обязательный элемент традиционного костюма — головной убор. Недаром возникло слово «опростоволоситься», т. е. опозориться, показавшись среди людей с непокрытой головой. Молодые девицы повязывали голову платком или украшали ободком из плетеной бересты. Замужние женщины носили повойники — небольшие шапочки из мягкой ткани. Или кокошники, которые оформляли бисером, вышивкой, лентами и прочими аксессуарами. Особо зажиточные северянки могли себе позволить роскошные головные уборы, расшитые жемчугом. Также традиционный карельский наряд часто дополнял яркий платок, накинутый на плечи.
Мужская одежда
Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.
Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.
Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.
https://youtube.com/watch?v=wX7hRZIl5V4
Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:
- опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
- терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
- сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
- вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
- кожух — тёплый зимний кафтан;
- корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
- бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
- епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
- шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.
Жилище
Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера. Особенностью быта этого народа является то, что они умели строить прочные и теплые деревянные дома. Рядом с жилыми помещениями делали загоны для домашних животных (внутри одного строения). Поэтому постройки были крупные, вытянутые в длину, в основном одноэтажные. Фундамент не закладывали. В нижней части устраивался подпол для хранения запасов. Высота здания составляла около 5 метров. Крыши были двускатные. Их покрывали тонкими досками.
Окна делали небольшими, узкими, с закрывающимися ставнями. Дверной проем был невысокий. Пороги ставили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Во многих домах имелись сени. Это помещение позволяло сохранять тепло в холодную погоду. Богатые жители часто пристраивали второй этаж. Он использовался в теплое время года, так как не отапливался. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями, красивыми балконами.
Во дворе ставили амбары, другие хозпостройки. Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.
Внутри каждого дома стояла печь. Ее располагали недалеко от входа. Ранее дымоход отсутствовал, поэтому топили «по-черному», то есть, дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Гораздо позднее карелы стали строить белые печи с трубой, как у русских. В центре жилища ставили стол, скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Имелись посудные шкафы. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках. Когда появлялся ребенок, к потолку приколачивали деревянную люльку.
Немного истории
Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.
Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.
Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец. Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей. Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.
Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.
Семейные традиции карелов
В XX веке практически все карельские семьи были очень многочисленными. Вполне нормальным считалась численность членов семьи в 20-25 человек. Главой семейства считался мужчина (отец, муж, дед), однако важные вопросы выносились на семейный совет, где решение оставалось за самыми старшими представителями рода.
Периодически возникала необходимость отделения от большой семьи. Это мог сделать сын, который уже обзавёлся женой и детьми. Готовились к такому событию заранее. Ведь нужно было построить дом, в котором станет жить “новое” семейство.
Карелы
Плохой приметой было использование в строительстве жилища сухого дерева. Считалось, что в таком случае жильцы этого дома будут “сохнуть” (болеть), а сам дом обязательно притянет неприятности.
Одним из первых при строительстве завершали “красный угол” (тот, где потом вешали икону). Под это место зарывали косточки петуха или глухаря, которого приносили в жертву при закладке нового дома. Также следовало оставить другие дары покровителям жилища – монеты, шерсть, кусок ладана. Как видите, даже в оном этом ритуале ярко проявляется слияние христианства и язычества.
Традиционный костюм Карелии
Группа для тех, кому интересна традиционная одежда Карелии: ее прошлое и настоящее.Здесь вы найдете старинные фотографии, музейные образцы, литературу по истории карельского костюма. Узнаете особенности одежды народов Карелии, русских и финно-угров. Чем больше мы будем знать о костюме прошлом, тем лучше сохраним его в настоящем.
КОСТЮМЫ НАПРОКАТ НЕ СДАЕМ!
Готовы спорить, что сейчас наши поморочки с Карельского берега Белого моря удивятся и обрадуются. Про сарафан из Керети мы уже рассказали, а теперь премьера керетской свадебной перевязки!Посмотреть воочию её можно будет в зале «Северная кадриль» в Национальном музее Карелии после окончания реэкспозиции. Следите за новостями!
Карельский колледж культуры и искусств
ВНИМАНИЕ
ГБПОУ РК «Карельский колледж культуры и искусств» и ООО «Золотая нить Поморья» объявляют набор на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Техника и технология изготовления изделий «золотного шитья».Показать полностью.
Нормативный срок освоения программы – 96 учебных часов.
Время обучения: с 05 апреля 2021 г. по 15 мая 2021 г.
В процессе обучения слушатели освоят уникальынй вид рукоделия – золотное шитьё, технику ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.
К обучению по программе допускаются лица: 1) имеющие начальное, среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) получающие в данный момент среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Слушателю при условии успешного выполнения учебного плана выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца по программе повышения квалификации «Техника и технология изготовления изделий «золотного шитья». Для слушателей обучение бесплатное. После обучения слушателям предлагается стажировка в ООО «Золотая нить Поморья» (с получением стипендии).
Источник
Головные уборы, украшения
Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.
В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками
Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка
Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью. Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов. Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.
Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.
Читайте далее:
Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.
Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.
Национальный костюм марийцев — фото. особенности фасонов, украшений, обуви, головных уборов. одежда для свадьбы, зимы, лета.
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.
Какую шапку носить с пальто: головной убор для женщин, для мужчин. выбираем головной убор для пальто по цвету и материалу
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора
Костюм вишенки для девочки своими руками: основа, головной убор, атрибуты
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Никаб и хиджаб: отличия, виды восточных головных уборов
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.
Бейсболка это: описание, история и особености головного убора
История появления
Карелы,
это европеоиды беломоро-балтийской группы, проживающей в северо-восточной части
Европы, расселившиеся на территориях от южного побережья Балтийского моря, до
Уральских гор, это народности литовцы, латыши, карелы, вепсы, коми частично,
ижора.
Народность
карелы образовалась из отделившейся от племени весь группы, в поздний период
Средневековья. Группа переселилась из области юга Ладожского озера на
Карельский перешеек, где тогда обитали саамы, основными промыслами которых были
охота и собирательство. Карелы начинают развивать домашнее скотоводство, земледелие.
Живут в домах, построенных на срубах, развивают кузнечное дело. Основным местом
расселения карелов стала долина реки Вуоксы, здесь возводится первый город
Корела, являвшийся административным центром Карелии до конца XVII столетия. Далее племя расселялось
по провинции Финляндии Саво, и далее по побережью Ботнического залива и Беломорью.
Документальные подтверждения существования карельских племен приходят из новгородских берестяных грамот, сообщающих о войне литовцев против «карелы».
Новгородская берестяная №590 от 1066 г.“Литва встала на Корелоу” Грамота сообщает о начале военных действий литовцев против карел.Наличие в левой части бересты специального знака — тамги,указывает на официальный характер сообщения .Грамота обозначается концом XI столетия. Из «Истории Норвегии» — о карелах. Запись датируется 1115 г . “На северо-восток простираются за Норвегию многочисленные племена, преданные (о ужас!) язычеству, кирьялы и квены, рогатые финны, и те и другие бьярмоны.”(кирьялы-карелы,квены-финское племя. Бьярмоны-жители Бьярмии)
Последующие упоминания XII, а затем XIII столетия повествуют о смерти конунга данов Ивара Широкие Объятья, правившего в конце VIII столетия, и погибшего в месте Кирьялаботнар, что переводится как Карельские заливы, подразумевающие Ладожские заливы Карельского перешейка.
Следующее
упоминание Карелии найдено в «Саге об Олафе святом», посвященной норвежскому
королю Олафу, датируемой началом XI столетия.
Далее
история рассказывает о военном походе карелов на финскую территорию и захвате
города Ноуси, в 1178 году, пленении епископа Рудольфа, выполнявшего обязанности
наместника шведского короля. Город в последствии постепенно пришел в упадок, а
епископат перенесен в город Або.
Следующий
военный поход карелов датируется 1187 годом, и результатом его стало разрушение
города Ситгун, древней столицы Швеции.
В середине
XIV столетия,
чтобы укрепить границы, Новгородом создается Карельское княжество.
Виды национальной одежды
Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:
- свободным кроем;
- многослойностью;
- наличием пояса;
- вышивкой от «дурного глаза».
У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.
Дворянская
Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.
Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями.
Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.
Крестьянская
Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.
Военная
Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.
Военная форма на Руси XVII века
Еда
Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.
На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Этим карельская кухня похожа на русскую. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.
Рыба занимает в меню карела ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают:
- супы
- холодец
- пироги
- печеные, тушеные блюда.
Рыбные кости измельчают в порошок, добавляют в корм скота. Бульоном лечат болезни желудочно-кишечного тракта. Рыбий жир является известным иммуномодулирующим средством. Популярные блюда карельской кухни:
- 1.Каларуока. Дословно название переводится как «еда из рыбы». Это уха — рыбный суп. Традиционно его готовят на сливках или жирном молоке. Суп варят из лосося или форели. В результате получается очень нежное блюдо на сливочном бульоне.
- 2.Калитка. Это популярная закуска, которую подают почти во всех ресторанах. Она представляет собой открытый пирог с защипанными краями. В качестве начинки берут рыбу, картофель, сыр, творог, ягоды.
- 3.Кануник. Мясное блюдо с очень интересным вкусом. Баранина или телятина тушится вместе с корнеплодами. Иногда берут три различных сорта мяса. В конце добавляют свежую рыбу, томят все ингредиенты под крышкой. Сочетание всех составляющих придает блюду невероятный вкус.
- 4.Калаладика. Это запеканка со свининой, молодым картофелем и селедкой. Их укладывают послойно, заливают кляром, запекают.
- 5.Кокачи. Блюдо представляет собой сытные лепешки с гороховым фаршем. Из ржаной муки замешивают тесто, делают начинку из давленого гороха с луком и толокном. Делают открытый пирог, ставят в печь.
- 6.Ланттулаатикко. Это очень вкусное и питательное угощение на основе брюквы. Вареную брюкву толкут до состояния каши. Молоко размешивают с яйцом, кладут сахарный песок. Пюре заливают этой смесью, запекают.
Женские костюмы
К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.
Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?
Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть — холщевая — ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.
Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки — простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.
Другой вариант нарубашечной одежды — сарафан — первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался «круглый».
На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.
Обувь и аксессуары
В морозном заснеженном краю невозможно обойтись без добротной обуви. В основном для ее изготовления использовалась сыромятная кожа. Самая известная обувь карелов — пьексы — утепленные сапоги с острыми загнутыми кверху носами. Благодаря такой конструкции их владелец мог смело становиться на лыжи, не опасаясь, что они сваляться с ног.
Женщины обычно надевали сапожки или мягкие боты. Также карелы часто носили традиционную русскую обувь. Зимой это были теплые валенки, которые как нельзя лучше подходят для суровых северных условий. А летом — лапти, которые изготавливались из березовой бересты или коры других видов деревьев.
Смелый нрав карельских женщин нашел отражение и в национальном костюме. Так, в качестве шейного украшения мог выступать висящий на цепочке охотничий нож с красивой резной рукояткой. Вероятно, при необходимости он становился надежной защитой от диких зверей в лесу. Также представительницы прекрасно пола носили браслеты, цепочки, кольца, подвески, бусы и медальоны.
Сегодня карельские мотивы используются в сценических костюмах, домашнем текстиле, сувенирах и прочих изделиях. Благодаря национальному костюму современные жители республики узнают о своих корнях и хранят традиции предков.
Особенности развития карел
По тем временам уровень развития племен этой группы был невысоким: в основном они занимались охотой, рыболовством, собирательством и бортничеством. Земледелие было на низком уровне — подсечно-огневое, а ремесел не было вообще. И торговлей эти племена не занимались. Только когда на те же земли пришли славянские племена (кривичи и ильменские словене в основном) и расселились рядом, по соседству, основывая свои поселения бок о бок с угро-финскими, возник между группами племен-соседей эффективный диалог, сводившийся первоначально к товарообмену. Совместно давали они отпор и грабившим местные поселения варяжским воинам-скандинавам.