Пояс
На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.
Образы
Сценический костюм выглядит очень эффектно, ведь он является воплощением понятия современных белорусов об образе своих предков. В течение длительного пути исторического развития исконный наряд белорусов смог сохранить характерные особенности тканевого кроя, способы обрамления и варианты традиционного ношения. В качестве идеальных образов с внедрением отдельных национальных элементов стоит отметить следующие примеры:
чтобы создать стильный образ в виде этно-кэшуал, пригодится стильная сорочка, обрамленная яркой этнической вышивкой, гармонично сочетающаяся с облегающими джинсами либо с юбкой;
платье, оформленное богатой вышивкой в исконном белорусском стиле, привлечет внимание окружающих;
белая просторная футболка, красиво оформленная этническим орнаментом, подойдет любому молодому парню и юной девушке;
все чаще можно заметить традиционные либо стилизованные свадебные одеяния в исконно белорусском стиле;
детская одежда, оформленная этническими узорами, смотрится интересно и привлекательно.
Стилизованный костюм для женщин отличается длиной сборной юбки, где обувь играет немаловажную роль. Юные модницы выбирают изящные кожаные сапожки либо туфли, гармонирующие с костюмом. В современном образе зачастую применяется изящная прическа вместо традиционного головного убора.
https://youtube.com/watch?v=cxaJ_1VeDeA
Похожие публикации
Якутский национальный костюм
- О дворце
- Сведения об организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Отчёты/Планы
- Отчеты о результатах самообследования
- Предписания органов, осуществляющих госконтроль (надзор) в сфере образования, отчеты об их устранении
- Образование
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Проекты
- Детский технопарк «КВАНТОРИУМ»
- Мобильный технопарк «Кванториум»
- MIT-школа «Бином»
- Безопасная дорога детства
- Гончарный круг надежды
- Зеленый остров детства
- Коворкинг-центр «62 параллель»
- Костер и палатка
- КИБЕРВОЛОНТЕРЫ.ЯКТ
- Лаборатория безопасности
- Музыка победы
- Медиазона «USTAR»
- Юные экологи Севера
- Старшая школа
- Безопасность
- Охрана труда и пожарная безопасность
- Информационная безопасность
- Нормативное регулирование. Локальные акты
- О персональных данных
- Педагогическим работникам
- Обучающимся
- Родителям
- Безопасные сайты
- О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции
- Контакты
Женский костюм
В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:
— с фартуком и юбкой; — с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой); — с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом; — с фартуком, безрукавкой и паневой.
Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.
Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой. Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными. Часто поневу украшал орнамент.
В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.
Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов — летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.
Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками. Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева
Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды
Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов. Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.
В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.
Славянский костюм женский
booksite.ru
Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.
Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.
Женский головной убор
Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.
Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.
Городская одежда
Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.
Одежда городских жителей
Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.
Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.
Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.
Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.
Головной убор
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Особенности
Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?
Цвета и оттенки
Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».
Одежду шили в основном из отбеленного льна. Это не говорит о том, что белорусы не умели окрашивать ткани. Есть сведения, что еще XVII веке крестьяне красили ткани в синие, фиолетовые и даже пурпурные цвета. Однако, самым любимым цветом оставался белый.
Ткани
Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.
До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.
В конце XIX века, с развитием фабричного производства, начали использовать ситцевые ткани, покупать яркие платки и косынки. Тогда же все активнее в национальный костюм стали проникать элементы городской моды.
Крой и декоративные швы
Рубаха — главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.
Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.
Важной особенностью белорусской рубахи был прямой разрез на груди. Например, в российских губерниях такой разрез делали на левой стороне груди. На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина»
На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина».
Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта — бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.
Юбки изо льна кроили из двух половин, а вот при использовании сукна делали от трех до шести продольных частей. Потом их сшивали и собирали в складки.
Аксессуары и украшения
Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи. Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей. Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.
В качестве украшений использовали подвески из недорогих металлов, кости, камня или дерева. Женщины дополняли свой наряд бусами, в основном стеклянными или янтарными, зажиточные крестьянки могли носить жемчужные и рубиновые. Остальные декоративные украшения, например, брошки, кольца, браслеты, были доступны в основном богатым крестьянским женам и дочерям и большого распространения не имели.