Аксессуары
В одежде мужчин самыми главными аксессуарами были тюбетейки и бильбоке. Бильбоке представляет собой шарик, который крепится на палочке. Им играют, подбрасывая его, и ловят в чашечку или на остриё палочки.
Самый популярный предмет женской одежды – платок. Если посмотреть на фото, то можно увидеть на узбекских женщинах и девушках разнообразной расцветки платки, а также серебряные и золотые украшения. Традиционные серьги называются камгар-болдак. Женская половина узбекского населения с давних времён серьги-куполки, перстни, браслеты, коралловые бусы. Большой популярностью во все времена пользовались ожерелья из монет, которое защищает хозяйку от сглаза. Настоящими произведениями ювелирного искусства являются украшения, надеваемые на лоб женщины. Узбекские женщины думают, что чем больше надето украшений, тем лучше.
Турецкая пара ава
Турция — это страна с давними традициями одежды. Их корни находятся в Османской империи, которая в значительной степени сформировала турецкое культурное и традиционное наследие. Даже через сотни лет после Османской империи турецкий национальный костюм имеет много особенностей, характерных для тех дней.
Но сегодня мало кто в Турции носит традиционную одежду в повседневной жизни. Мужчины обычно используют европейский стиль одежды или смешивают некоторые элементы народного платья с западными нарядами. Женщины чаще носят национальные костюмы, они более полно сохранили национальную одежду и более бережно хранят традиции.
Турецкое национальное платье резко изменилось в XX веке. Раньше были предметы одежды, типичные для исламских обычаев: женщины носили платья абая, а мужчины — тюрбаны и фески. В 1925 году правительство Турции объявило эту одежду незаконной. После этого люди стали носить больше европейского стиля одежды.
Хотя женщины по-прежнему используют много предметов традиционного турецкого костюма, но мужчины обычно носят сочетание современных и винтажных деталей одежды. Например, мужчины используют кепки вместо тюрбанов.
Традиционный наряд в современном обществе
Еврейский национальный костюм мужской и женский в наши дни не потерял актуальности и популярности. До сих пор во многих странах можно встретить еврея, облаченного в традиционные одеяния. Не отказались иудеи и от ермолки. Глубоко верующие по-прежнему носят накидки.
Вещи слегка упростились, но на торжественных мероприятиях евреи стараются появляться в одеяниях, идентичных с теми, что носили их предки.
На тематических фестивалях также часто встречаются традиционные костюмы Израиля. Девушки выступают в современных вариациях национального одеяния, поскольку в нем проще совершать активные движения.
Осетинский национальный костюм
Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.
Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров. Национальный костюм не подвержен изменениям, отличается высокой степенью сохранности.
Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.
Мужской национальный костюм
Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постельюБурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.
Женский национальный костюм
Женский осетинский праздничный костюм сохранился лишь как элемент церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ».
Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном. В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.
Турецкая пара ава
Турция — это страна с давними традициями одежды. Их корни находятся в Османской империи, которая в значительной степени сформировала турецкое культурное и традиционное наследие. Даже через сотни лет после Османской империи турецкий национальный костюм имеет много особенностей, характерных для тех дней.
Но сегодня мало кто в Турции носит традиционную одежду в повседневной жизни. Мужчины обычно используют европейский стиль одежды или смешивают некоторые элементы народного платья с западными нарядами. Женщины чаще носят национальные костюмы, они более полно сохранили национальную одежду и более бережно хранят традиции.
Турецкое национальное платье резко изменилось в XX веке. Раньше были предметы одежды, типичные для исламских обычаев: женщины носили платья абая, а мужчины — тюрбаны и фески. В 1925 году правительство Турции объявило эту одежду незаконной. После этого люди стали носить больше европейского стиля одежды.
Хотя женщины по-прежнему используют много предметов традиционного турецкого костюма, но мужчины обычно носят сочетание современных и винтажных деталей одежды. Например, мужчины используют кепки вместо тюрбанов.
Новая привычка из Нового Света
Постепенно моряки и торговцы привезли курение в Старый Свет. Сначала в Португалию и Испанию, затем в Англию, Францию (в 1560 г.), Германию (в 1565 г.), а в конце 16-го в. — в Голландию и Италию. В то время табак ещё стоил довольно дорого и был в дефиците. Поначалу популяризация растения была связана именно с тем, что доминировали представления о нём как о лекарстве.
Почему так получилось? Во-первых, в медицинских целях курили индейцы. Французский путешественник Андре Теве, к примеру, в 1557 г. писал: «Они говорят, что он хорош для поднятия настроения и испаряет излишнюю влагу в голове. Кроме того, табак позволяет некоторое время выдерживать голод и жажду. Поэтому они используют его часто, вдыхают дым даже на советах и лишь потом говорят; как правило, они курят одну сигарету за другой на войне, где это очень полезно. Женщины совсем не используют табак. Правда и то, что если они слишком много вдыхают его дыма или аромата, то он ударяет им в голову и опьяняет, как запах сильного вина».
Во-вторых, европейские врачи опирались на гуморальную теорию древнеримского врача Галена. Последний считал, что здоровье зависит от баланса четырёх типов жизненных соков, наполняющих человеческое тело — горячих, сухих, холодных и влажных. Раз дым горячий и сухой, рассуждали лекари, значит, он помогает удалить лишние холодные и влажные соки и тем самым лечит. К тому же, и Гиппократ когда-то предлагал лечить людей окуриванием дымом, а античные врачи в то время пользовались огромным авторитетом.
Большое влияние на современников оказал севильский врач Николас Монардес. Он называл табак «святой травой», которая «во всех случаях нужна человеку, не только больному, но и здоровому», так как помогает от усталости и напряжения, предохраняет от сифилиса, лечит простуду, ревматизм и ещё три десятка болезней. В «Радостных новостях из Нового Света» (1571 г.) Монардес писал, что «любой недуг тела или его части он изгоняет, и это достойно величайшего восхищения».
Английский врач Томас Гарриот тоже восхвалял табак в 1586 г.: «Кто употребляет его , не только сохраняет тело от засорений, но также, если они существуют не слишком долго, разрушает их. Тем самым тела сохраняются в исключительно здоровом состоянии, и мало есть тяжёлых недугов, частых в Англии, которых он не излечивал». Гарриот так верил в целительную силу табака (и, вероятно, получал от курения такое наслаждение), что курил взахлёб много лет и помер от рака носа (тогда любили выдыхать дым именно через нос). Но пример этого врача не стал ни для кого поучительным. Англичане по-прежнему верили в целебные свойства курения и даже считали, что оно положительно влияет на мужскую потенцию.
Во Францию табак привёз в 1560 г. Жан Нико, от имени которого происходит слово «никотин», — французский посол в Лиссабоне. Нико отправил нюхательный табак королеве Екатерине Медичи, страдавшей от головной боли. По словам Екатерины, лекарство помогло, и она до конца жизни не расставалась с табакеркой.
Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
Что носят в Перу
Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета, которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.
Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.
Мужской костюм
Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон — пояс.
Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах.
Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины.
Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.
Гордые кочевники-животноводы
Окончательно племя сформировалось в 1840м году после отсоединения от масаев и народа чамус. Оно поселилось у живописных горных хребтов Ндото в северной части Кении. Эти места до сих пор не тронуты цивилизацией. Самбуру сознательно не идут на контакт с современным миром (хотя являются вполне доброжелательными) во имя сохранения своих традиций. В отличие от масаев, самбуру неподдельно преданы своим вековым традициям: очень бережно относятся к многочисленным обычаям и до сих пор беспрекословно проводят древние церемонии. Избрав подобный путь развития, самбуру не имеют ярко выраженных конфликтов с соседями и считает себя достаточно гордым для поиска путей «осовременивания».
Каждые 5-6 недель несколько семей объединяются и идут на поиски новых пастбищ для скота. Они обустраивают там лагерь и только потом перегоняют стада. Самбуру выращивают в основном быков, коров, овец, коз и верблюдов.
Национальные жилища самбуру – маньяттас – сделаны из глины и шкур. Внутри в качестве мест для сна используются гамаки, сплетенные из травы и соломы. Преимущество таких домов – быстрая транспортабельность. При необходимости их можно быстро разобрать и собрать. Лагерь обычно обносится колючим забором для защиты от диких животных. Забор также состоит из своеобразных съемных секций.
Заимствования из других культур
Царь евреев Давид любил окружать себя роскошью и богатством. Когда он пришел к власти для страны началась эра подъема. Состоятельные люди облачались в яркие и пышные одежды, кричащие о состоятельности своего обладателя.
Однако череда восстаний и междоусобиц подточила стабильность государства и Израиль распалась на две части. В Иудеи сначала правили ассирийцы, с 788 года к власти пришли вавилоняне. Если детально изучать костюм евреев тех времен, то можно заметить большое количество элементов, свойственных для вещей ассирийцев. Когда власть переменилась в наряд добавились «вавилонские» детали.
Позже костюм еще несколько раз трансформировался под влиянием Рима и Греции. Под низ мужчины надевали рубаху из шерсти, сверху накидывали полотняную сорочку с длинными или короткими рукавами. Обязательно надевали пояс. У знатных евреев его декорировали драгоценностями и золотом. Представители низших слоев населения носили кожаные или войлочные ремни, а богачи – из шерсти или льна.
Сентинельцы
«Самое изолированное племя в мире» проживает на Андаманских островах у берегов Индии. Соприкоснувшись с цивилизацией в 19 веке, племя с тех пор оставалось изолированным и враждебным к чужакам – последняя официальная попытка установить контакт была предпринята в 1996 году. Все дальнейшие попытки установить контакт не предпринимались не только для того, чтобы защитить племя от болезней, но и потому, что туземцы имеют тенденцию стрелять из лука в любого, кто подходит слишком близко. В 2018 году американский миссионер Джон Чу решил донести слово Божие до Сентинельцев. Однако тузенцам его визит не понравился и они его застрелили.
На фото представитель Сентинельцев – самого неконтактного народа в мире
На сегодняшний день этот неконтактный народ остается обществом охотников-собирателей, которому не ведомо земледелие. У них есть металлические инструменты, но делать их они могут только из железа, которое извлекают в местах близлежащих кораблекрушений. Это племя оставалось изолированным так долго, что языки соседних племен для них непонятны, а язык их собственного племени остается неклассифицированным. Ученые полагают, что самое неконтактное племя в мире существует в изоляции на протяжении нескольких сотен, если не тысяч лет.
Главные моменты
Большой размах свадебного пиршества впечатляет. Можно сказать, что начинают праздновать союз еще на стадии сватовства. Все это грандиозное событие требует значительных затрат поэтому на свадьбу детей начинают откладывать заранее.
Все предсвадебные хлопоты делятся на несколько этапов:
- Поиск и выбор невесты женихом.
- Сватовство, проходящее в два этапа.
- Церемония помолвки.
- Предсвадебная подготовка с массой обрядов.
- Свадебное торжество.
- Послесвадебные ритуалы.
Каждый пункт требует серьезного подхода и предварительного изучения информации о будущих родственниках.
Невесту выбирает жених, понравившуюся девушку он показывает родителям и только после их одобрения начинает поиск свахи, которая и будет представлять его интересы в семье невесты.
Девушки в этой стране не общаются с парнями, постоянно находясь исключительно в женской компании. Поэтому часто на знакомство с женихом практически не остается времени.
Решение всегда остается за отцом девушки, он как глава семьи определяет, подходит ли жених его дочери. Важную роль здесь играет положение самого парня и его семьи, как финансовое, так и социальное.
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
Вопрос №25
Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?
- а. Германия.
- б. Франция.
- в. Швейцария.
- г. Царство Польское.
Правильный ответ: б
Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар.
Национальная одежда
Период расцвета Османской империи приходится на 16 век, что сделало страну привлекательной как для возможных союзников, так и для врагов, нуждающихся в богатствах этого государства
Чтобы отвести лишнее внимание от своих женщин и защитить их честь, султаном было принято решение скрыть тело женщины под так называемой «фераджой» (платье свободного кроя) и «чадрой» (вуаль). Свидетельством этого факта служат картины того времени, где изображены турчанки, укутанные в шелковое одеяние с головы до ног. Однако на женщин из низших сословий тогда это правило не распространялось
Для удобства работы в поле простые крестьянки носили шаровары, которые можно было подкатить, и бесшовные рубахи. Одежда для мужчин представляла собой шаровары и рубаху свободного кроя либо кафтаны без рукавов. Женская и мужская одежда была преимущественно темных оттенков без украшений и орнаментов
Однако на женщин из низших сословий тогда это правило не распространялось. Для удобства работы в поле простые крестьянки носили шаровары, которые можно было подкатить, и бесшовные рубахи. Одежда для мужчин представляла собой шаровары и рубаху свободного кроя либо кафтаны без рукавов. Женская и мужская одежда была преимущественно темных оттенков без украшений и орнаментов.
Начиная с 18 века, национальный костюм турков начинает стремительно меняться: в одежде для женщин допускаются легкие ткани светлых оттенков, вместо головного убора «фески» разрешается чалма, а чадра теперь не обязана плотно облегать лицо и стала прозрачной. Турчанкам уже можно носить украшения из бриллиантов, а мужские камзолы украшаются вышивкой и пуговицами. В домашней обстановке женщинам из высших сословий уже позволяется носить более открытую одежду, прозрачную и облегающую.
Вплоть до 20 века мусульманская религия не допускала вольностей в нарядах, но в 1925 году, благодаря восстанию курдов, которые требовали возвращения халифата, в Турции были пересмотрены права женщин и проведены реформы. Мустафа Кемаль призывал женщин отказаться от паранджи и даже принял закон о ношении традиционных костюмов только во время службы, а ношение «фески» даже считалось уголовным преступлением. Отныне девушки могли надеть любой наряд. Тем не менее законы Шариата так прочно засели в сознании у людей, что большинство женщин все также ходит в турецкой национальной одежде — шаровары и рубахи, поверх которых надевают кафтан самых ярких цветов.
Несмотря на то, что Турция – одна из немногих стран, кто до сих пор бережет традиции, западноевропейское общество не могло не оказать влияния на современную моду турков. С наступлением 21 века на улицах этой восточной страны все чаще встречаются молодые люди в джинсах, спортивной одежде, а некоторые девушки позволяют себе даже шорты и короткие юбки.
Рынки Турции неустанно сменяют одни коллекции на другие согласно последним веяниям в мире моды, постепенно оттесняя свои собственные национальные особенности в одежде. Благодаря новейшим технологиям и передовому оборудованию для серийного пошива одежды, Турция стала входить в пятерку самых крупных стран по экспорту легкой промышленности. Высокое качество и низкие цены на сырье вызвали огромный спрос у потребителей из соседних стран. Текстильная продукция Турции заполонила рынки Азии, Европы и Америки таким образом, что теперь на бирках каждой третьей вещи в нашем гардеробе можно найти турецкого производителя.