Методическая разработка урока речевой этикет. формулы речевого этикета

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Зачем нужно улучшать свой словарный запас
  • Как избавиться от слов-паразитов: 5 приемов
  • Как развить красноречие: несколько советов
  • Риторическая рука
  • Речь Чарли Чаплина на 70-летие
  • Слова-паразиты и как от них избавиться

Культура речи в профессиональной деятельности человека

… участников производственного процесса, на стиль их работы. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой …

Напишите в публицистическом стиле на одну из тем: 1) Что значит найти себя? 2)Можно …

… Зная виды потребностей в общении, легче вникнуть в суть техники общения и вашей роли в этом процессе. Польза общения Коммуникации между людьми Ежедневное общение с позитивно настроенными людьми помогает человеку ощущать счастье. Общение со старшими, …

Напишите -рассуждение «без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» …

… самим, то никакого объекта в процессе общения быть не может. 4. 1. общение учитель-ученик, когда учитель встречает оригинальное мнение ученика. 2. при мнении на определенный предмет люди обмениваются собственными …

Сочинение слово человека мерило его ума

… Человеческий ум – это тот огонь, который должен помогать человеку расти, освещает ему путь к познанию, его, как … ума (психики) отражаются на теле и их приходится лечить с помощью телесно-ориентированных практик, например – массажа. Разум человека …

ВКР «Развитие диалогической речи учащихся во внеурочной

… для диалога характерны следующие стилистические особенности: вопросы, восклицания, междометия и частицы, эл­липтические конструкции, обращения и пр.» . В Словаре методических терминов находим: «Диалогическая речь – форма речи, …

Риторические принципы и культура поведения

Рассматривая средства общения в деловой сфере, невозможно не затронуть и аспект эффективности коммуникативного воздействия на слушателя. Все-таки успешность специалиста в бизнесе во многом определяется его умением четко, объективно и понятно доносить свою позицию. Для этого многие используют риторические приемы делового общения и правила культуры поведения в едином комплексе. Эффективность переговоров с применением таких средств общения вкупе с соблюдением этикета и правил хорошего тона с большей вероятностью создаст положительный имидж как у сотрудника, так и у всей компании. Риторика предусматривает несколько психолого-дидактических принципов воздействия, которые применяются в ходе выступлений, собеседований, конференций и презентаций – это ассоциативность, доступность, интенсивность и экспрессивность.

Средства ассоциативности призваны вызвать у слушателей сопереживание и подвигнуть их на размышления, отталкиваясь от рациональной и эмоциональной памяти. Достижение такого эффекта обеспечивается благодаря таким приемам, как образность, аналогии, ссылки на прецеденты и т. д. Доступность является особенно важным принципом, за счет которого выступающий может быть понятым коллегами и партнерами с разной культурно-образовательной подготовкой. Повысить доступность можно посредством сообщения малоизвестной и оригинальной информации в комбинации с разнохарактерными сведениями. Средствами, которые повышают экспрессивность, стоит пользоваться тем, у кого высоко развиты культура делового общения и коммуникативный опыт, иначе можно получить противоположный эффект нежелательной театральности. Экспрессивность помогает человеку эмоционально и в то же время искренне выразить свое отношение к теме. Интенсивность в деловом общении – это, как правило, умение в определенном темпе максимально полно и доступно преподнести информацию с учетом подготовленности слушателей к ее восприятию.

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Приложения

Приложение А. Формулы речевого этикета

                  Нейтрально
                      Официально
Извинения
Прости (те)
Извини(те) меня
Прошу прощения (чаще в речи людей старшего поколения)
Простите, я не хотел(а)
Ради бога, простите

Простите, пожалуйста, я…
Приношу вам свои извинения
Мне надо принести вам свои извинения

Просьба
Пожалуйста
Будьте добры
Разрешите (+инфинитив)
Можно (+инфинитив)
Прошу вас
У меня к вам просьба
Разрешите, пожалуйста

Будьте любезны
Не откажите в любезности
Сделайте одолжение (чаще у людей старшего поколения)
Не будете ли вы так любезны
Не сочтите за труд
Не возражаете, если я…
Не согласились бы вы…
У меня к вам большая просьба:
Вы не могли бы

Благодарность
Спасибо
Спасибо вам!
Спасибо, Андрей!
Спасибо, Иван Петрович
Большое спасибо

Очень (крайне, чрезвычайно) признателен
Очень тронут вашим вниманием
Разрешите поблагодарить вас
Я вам очень обязан

Ответы на благодарность
Пожалуйста
Не стоит
На здоровье  (в ответ на благодарность за угощение)
За что меня благодарить!

Не стоит благодарности
Вы очень любезны
Вы так предупредительны (чаще в речи людей старшего поколения)

Согласие и поддакивание
Да
Да-да
Конечно
Да, конечно
Верно
Вы правы
Правильно (с кивком головы)
Хорошо
Да, хорошо!
Я не против!
Решено
Значит, решено
С радостью
С удовольствием
Охотно
Не возражаю

Вы правы
Несомненно
Совершенно с вами согласен
У меня возражений нет
С большим удовольствием
Я не возражаю
Тут (здесь) не может быть двух мнений
Я разделяю ваши сомнения (колебания)
Я с вами солидарен

Несогласие
Нет
Нет-нет
По-моему, вы не правы
Это неверно
Что-то не верится
Едва ли это верно
Мне кажется, это не так
Нет, я не согласен
Нет, как можно!

Не могу с вами согласиться
Простите, вы не совсем правы
Не знаю, верно ли это
Я не вполне уверен в этом
Сомневаюсь, правы ли вы
Не уверен в вашей правоте

Приветствия
Здравствуйте, Лидия Ивановна
Добрый день
Здравствуй, Игорь
Добрый вечер!
Доброе утро!
С добрым утром!

Здравствуйте, коллеги
Рад вас приветствовать
Приветствую вас
Разрешите приветствовать вас

Прощание
До свидания(нья), Лидия Ивановна
Всего доброго
Всего хорошего
Будьте здоровы
До встречи!
До скорой встречи!
Прощайте (при длительной разлуке)

Позвольте откланяться (преимущественно в речи людей старшего поколения)
Позвольте попрощаться
Разрешите попрощаться
Разрешите проститься
Разрешите удалиться

Переспросы
Что?
Я вас не понял
Что вы сказали?
Как вы сказали?
Я вас не расслышал
Повторите, пожалуйста, как (что) вы сказали

Простите?
Простите, пожалуйста, я не расслышал

Поздравления
Поздравляю вас, Лидия Ивановна!
С праздником!
С праздником вас!

Позвольте вас поздравить
Примите мои поздравления
Разрешите вас поздравить

Сочувствие
Жаль. Жалко
(Я) сочувствую вам (тебе)
Очень жалко, что так получилось
Мне очень жаль
Поверьте, мне очень жаль
Какое несчастье!

Очень вам сочувствую
Очень вас понимаю
Примите мои соболезнования

Знакомство-представление
Познакомьтесь, пожалуйста
Знакомьтесь: Лидия Ивановна

Разрешите вам представить
Хочу вам представить
Разрешите представиться
Моя фамилия Петрова
Представляю вам нашего нового сотрудника: Петр Иванович  Иванов

Просьба поговорить
Можно вас?
Можно вас спросить?
Разрешите спросить
Вы не заняты?

Простите, вы не могли бы уделить мне несколько минут?
Телефонные стереотипы
Отклик
Алло!
Да (да-да)
Слушаю (Я слушаю; Слушаю вас)

Я вас слушаю
Иванов слушает
Дежурный
Институт
Приемная

Просьбы
Будьте добры Петра Ивановича
Можно попросить Петра Ивановича?

Профессора Иванова, пожалуйста
Нельзя ли попросить к телефону директора?

Ответы на просьбу
Пожалуйста
Сейчас позову
Я сейчас посмотрю
Одну минуту
Он в отпуске

Сейчас узнаю (в учреждениях)
Сейчас проверю
Петров в командировке
Смирнов  на совещании

При ошибках
Вы не туда попали
Вы ошиблись номером
Куда вы звоните?
Вы какой номер набираете?
Вы перепутали номер

Вы неправильно набрали номер
Это не институт
Это номер телефона другой организации. <?xml version=»1.0″ ?>
Детали:

<?xml version=»1.0″ ?>
Детали:

Тип работы: Реферат

Предмет:
Маркетинг, реклама, PR, Психология

Год написания: 2011

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;

высокого уровня личных взаимоотношений;

высокого уровня развития группы;

высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;

академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;

способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Этикетные формулы приветствия и представления

Правила взаимных приветствий достаточно просты, тем не менее они требуют определенных знаний. Формы обращения, приветствия и знакомства могут быть разными в зависимости от пола, возраста, должности людей, которые взаимодействуют между собой. В любой ситуации приветствие должно продемонстрировать доброжелательность и дружелюбие. Негативное отношение к человеку или плохое настроение приветствующего никак не должны выражаться в приветствии.

«Здравствуйте!» — традиционное русское приветствие, имеющее нейтральную окраску. Приветствие сопровождается легким поклоном или чуть заметным кивком головы. Важна и правильная артикуляция. «Здрасьте!» — звучит некрасиво и неуважительно. Не забываем, что это прежде всего пожелание здоровья, поэтому приветствие должно быть искренним. Равнозначными с формой «Здравствуйте!» являются формы «Приветствую Вас!», «Рад приветствовать!», «Добро пожаловать!».

Если идет представление одного человека обществу, громко называется его имя отчество и фамилия или другие варианты в зависимости от возрастного, статусного факторов, а также от степени официальности обстановки. Тот кого представляют слегка кланяется, поклон адресован всем присутствующим. Не следует отвешивать глубокие поклоны, вытягиваться «в струнку» или щелкать каблуками. Если представляют мужчину, то в момент представления он должен подняться, женщине делать это не обязательно. Исключение составляют те случаи, когда женщину представляют даме гораздо старше ее по возрасту и выше по положению. В ответ на представление человек должен представиться: назвать себя и добавитьэтикетную фразу «Рад с Вами познакомиться!» или «Очень приятно!». Для того, кого представляют, эти фразы будут неуместными. Далее новые знакомые могут вступить в короткую беседу общего плана, состоящую из нескольких фраз, но инициатором беседы должен быть человек старший по возрасту, положению или женщина.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Основные правила речевого этикета

Речевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций.

К обязательным относятся следующие правила речи:

  • соблюдение правил и литературных норм в разговоре;
  • отсутствие ненормативной лексики;
  • недопущение бестактности, грубости и неуважения;
  • соблюдение обязательных этапов речи – начало разговора, основная часть беседы и заключение;
  • отсутствие ошибок и искажения терминологии.

Рекомендации речевого этикета предписывают:

  • говорить по существу, избегая пустых, бессмысленных слов.
  • вести беседу, учитывая уровень развития собеседника – изъясняться понятно для него;
  • не перебивать оппонента, выслушивать полностью;
  • быть вежливым и тактичным;
  • не переходить на личности во время спора;
  • соблюдать спокойную тональность.

Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся – его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:

  1. Ровная, нейтральная интонация. Повышение голоса и его понижение – это отклонение от нормы в стандартной беседе. Собеседники должны хорошо слышать друг друга, но окружающие, если они есть, не должны испытывать от чужой беседы никаких неудобств.
  2. Приветствие и прощание. Каждая беседа обязательно должна начинаться с приветствия (его тип будет зависеть от ситуации) и прощания.
  3. Представление, если в беседе более двух человек и кто-то с кем-то не знаком. Очень невежливо начинать разговор с другими, не представившись. Тот, кто приводит в компанию новое лицо, обязан его представить. Если в диалоге между несколькими людьми нет знакомых, правило строго не соблюдается.

Главные принципы – спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется.

Этика: понятие

Слово «этика» происходит от греческого «ethikos» — касающееся нравственности, выражающее нравственные убеждения.

Этика общения — это совокупность, свод норм и правил общения в определенных ситуациях, обязанностях людей по отношению друг к другу в тех или иных ситуациях.

Другими словами — это учение о верном проявлении своих нравственных убеждений по отношению к другим людям.

Этикет общения включает в себя множество форм непосредственного человеческого поведения. Это приветствие, правильное обращение к людям пожилого возраста, к коллегам при профессиональном взаимодействии, поздравления и т. п.

Благодаря знанию этики общения человек может не только правильно выразить свои убеждения, обозначить свою позицию партнеру так, чтобы это не привело к конфликтной ситуации, но и сможет быстрее и лучше понять другого человека.

Что такое речевой этикет и как он возник

Под речевым этикетом принято понимать устойчивую систему общения, принятую в обществе вместе с культурой. Это негласный свод правил, которые обязательны для соблюдения всеми людьми, желающими выстроить хорошие взаимоотношения с окружающими. Эти правила поведения устанавливались на протяжении многих веков. Даже наши далекие предки общались друг с другом, придерживаясь неписаного кодекса. Именно тогда, в глубокой древности, стало происходить формирование речевого этикета, начал закладываться его фундамент. Соблюдение этикетных правил для древних людей являлось неким ритуалом, который помогал собеседникам понять, что они не настроены враждебно и готовы к конструктивному диалогу. Со временем многие первоначальные действия утратили свою силу, но до наших дней сохранились и продолжают воспроизводиться некоторые ритуалы и их словесные оформления.

Ситуации речевого этикета

Выбор формул речевого этикета зависит от ситуации, в которой происходит общение и в зависимости от нее разговор может значительно измениться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

  1.  личности собеседников
  2.  место
  3.  тема
  4.  время
  5.  мотив
  6.  цель

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего и прежде всего это выражается в выборе «ты», либо «Вы» форме.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка и др..

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, применяются разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Рассуждение 2

Что же такое культура речи? Сначала нужно разбить данное словосочетание и понять, что значит каждое словом, а далее уже разбирать само словосочетание. Так всегда, чтобы разобрать маленькое словосочетание, нужно понять и разобрать отдельные слова.

И так начну по жалуй по порядку. Со слова “культура”. Что же такое культура? Во первых стоит отметить, что данное слово имеет множество значений и понятий. И как такового термина у него нету. Культура, корень культ. Культ – это почитание, поклонение. Культура – это воспитание, развитие. Значит культура – это то, что принято считать нормами. Например, норма правила поведения. Или, например нормы морали. Так же возможно этот термин показывает, что делать можно, что нельзя. Что прилично, а что является неподобающе. Культурный человек, это человек который соблюдает все эти правила. Он ведёт себя подобающе, а так же соответственно является культурным.

В древние века была так называемая культура души. Культура связана с теми ценностями, что ценит сама личность. Культура испокон веков является ценностями народов, предками. Культура может различать как личность, так и сам народ в целом. Ценности в каждой культуре свои. Во всех культурах есть свои предания и ценности, которые передаются испокон веков. Религия, как не как то же является культурой. Можно сделать вывод, что слово “культура” имеет множество значений, оно неординарно и многозначно для нас. Для каждого человека, это слово возможно будет означать совсем разное.

Теперь посмотрим и разберём, что же такое речь? Во первых речь – это наш разговор. Это наше общение. С помощью речи мы общаемся, доказываем свою точку зрения, высказываем своё недовольство, передаём эмоции и, в общем и целом настроение происходящего. Речь бывает разной, агрессивной, спокойной, культурной, некультурной. Все люди разные. И все по разному владеют своей речью. Кто-то и два слова связать не может, а кто-то может без умолку разговаривать на разные темы и может поддержать грамотно любой разговор. У таких людей богатый словарный запас. Чтобы был большой словарный запас нужно, конечно же, читать книги и развиваться каждый день.

И так, подведём итоги, что же такое “культура речи”? Культура речи – это наш сам разговор. Наши слова и наша манера речи. Все разговаривают по разному, не правда ли? Так как у каждого разные манеры поведения, разный голос, разный словарный запас. Так что, если человек разговаривает грамотно, то можно сразу же понять культурный он или же нет. Владеет он культурой речи или же не владеет.

Вариант 2

Жизнь человека невозможна в одиночестве, без общения с другими людьми. В повседневной жизни нам постоянно приходиться встречаться с самыми разными людьми, обращаться к ним с просьбой, приветствовать, благодарить, поздравлять с праздниками, извиняться. Для того чтобы быстро устанавливать отношения, лучше понимать друг друга, люди выработали правила поведения в различных ситуациях. Эти правила нигде не зафиксированы, никто не может потребовать их выполнения в приказной форме, однако их применение значительно облегчает совместную деятельность людей, упрощает разрешение сложных жизненных ситуаций. Образованный и интеллигентный человек сумеет правильно оценить ситуацию, поддержать разговор, грамотно и понятно изложить свое мнение. Комплекс правил поведения называется этикетом. В основе его лежит моральный принцип, который гласит, что нужно поступать с другими так, как хотели бы, чтоб поступали с вами.

Культура речи основана на общечеловеческих принципах добра, морали, искренности, поэтому воспитанные люди разных национальностей легко найдут общий язык. Универсальными правилами речи являются сдержанность, вежливость, грамотность, приветливое отношение к собеседнику, умение использовать стандартные выражения.

Речевой этикет является частью поведенческого этикета. По речи человека можно понять его ум, характер, уровень образования, культурность и деловитость. Правила речевого этикета усваиваются с детства, вместе с воспитанием и обучением. Родители учат детей здороваться, благодарить, извиняться, и этим закладывают основы культурного общения.

Правила речевого этикета могут помочь в разрешении конфликтной ситуации, вовремя сказанные этикетные слова снимут напряженность и успокоят собеседников. Надо чувствовать состояние собеседника, не затрагивать неприятные ему темы, проявлять теплое, уважительное отношение. Ценится умение задавать вопросы, показывать свой интерес к разговору и личности собеседника.

Очень важно соблюдение этикета при первом общении, знакомстве с кем-либо. Когда мы попадаем в незнакомый коллектив, мы хотим наладить контакт с его членами

Вежливая спокойная речь, приветственные слова, негромкий голос, покажет новым знакомым, что новичку можно доверять, он приветлив и не агрессивен. Соблюдение общих правил показывает, что это «свой», и подсознательно к нему возникает симпатия и расположение.

Знание правил речевого этикета необходимо каждому, кто хочет достичь успеха в жизни, найти друзей, обрести единомышленников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Табакур
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: