Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы

История национальных костюмов татар

Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека.

Традиционная одежда татар времен средневековья — распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали.

Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна.

Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.

Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли.

Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, — в их одежде в основном использовались черный и синий цвета.

Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца.

Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

Традиционным головным убором у мужчин была войлочная шляпа — «калпак». Это шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой.

Для аристократии и знати существовал же особый вид «калпака» — представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями.

Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и  указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны.

Незамужним девушкам принято было носить «такия» — маленькую шапочку из ткани, и «бурек» — шапку с меховым околышем.

Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения.

На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову — тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Видео про национальные костюмы татар:

Головные уборы

Согласно правилам китайского этикета, сложившимся в стародавние времена, мужчины всегда должны были покрывать голову. Китайцы — народ с фантазией. Поэтому было изобретено великое множество головных уборов на разные случаи, для разного возраста и социального статуса. Для юношей — наследников знатного аристократического рода, предназначались богато украшенные мужские шапочки-колпачки. По достижении совершеннолетия в Китае юноша в возрасте 20 лет проходил целый обряд надевания головного убора гуаньли.

В былые времена шляпы украшались очень богато

У императора была шапка со сложной многоярусной конструкцией, которая именовалась «мянь». Вся ее конструкция была символичной, каждая, даже самая маленькая деталь, что-либо олицетворяла. Для простолюдинов и рабочих жителей Поднебесной предназначались мужские конусообразные шляпы, которые плелись из тростника, рисовой соломы или камыша.

Крестьяне в традиционных шляпах

В холодное время года надевались колпаки из войлока. У женщин в Китае традиции надевать головные уборы не сложилось. Только лишь на свадьбу или в других исключительно торжественных случаях женщины надевали сложный по форме и конструкции фэнгуань, что означает «шапка феникса». Фэнгуань имела форму фантазийной короны, богато инкрустированной золотом и драгоценными камнями. Вместо головного убора богатые представительницы прекрасного пола носили парики, которые изготавливались из шелковых нитей, лент, шерсти и даже морской травы.

Торжественный женский головной убор

Национальный мужской казахский костюм. Казахский национальный костюм

Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям

Важной частью казахской культуры считается национальный костюм. У элементов одежды местного гардероба древняя история

Рассмотрим ее подробнее.

История казахского костюма

Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.

Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.

Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.

Казахская одежда шилась из шелка, шерсти, кошмы, шкур животных, добытых на охоте .

Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.

Особенности казахского костюма

Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:

  • Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
  • Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
  • Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
  • Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
  • Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
  • Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.

Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.

Женские казахские наряды

Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.

К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.

Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.

Мужские варианты костюма

Многие мужские костюмы у казахов шились на подкладке из войлока. Кенепы и плащи дополнялись брюками из легких тканей, жилетами, рубахами.

Вышивка на мужских костюмах тоже присутствовала, но в меньшем объеме, чем у женщин. Безрукавки были популярны у казахов летом, а теплые кафтаны зимой. Борики и колпаки для мужчин шились из белой кошмы. Головные уборы мужское население Казахстана носило в любое время года.

Цвета национального костюма казахов

В казахском национальном костюме применялось немного цветов, зато много оттенков. Вся одежда отшивалась из ярких тканей. Основными цветами считались красный, зеленый, синий, серебряный и золотой.

Белый цвет казахи носили на свадьбе. Из белого атласа и драгоценностей делали женский головной убор саукеле .

Позднее стали использовать голубой, желтый и розовый оттенки. Этих цветов хватало, чтобы создавать неповторимые наряды с индивидуальной вышивкой. Данную цветовую гамму казахи делили на оттенки и применяли несколько вариантов одного цвета в одном наряде.

Вышивка на одежде считалась оберегом человека от сглаза и зла. Цена материалов прямо указывала на финансовое положение владельца. Детей казахи одевали точно так же, как и взрослых. Единственным отличием был размер национального костюма ребенка.

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком. Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Характерные особенности

Национальная одежда татар состоит из нескольких основных элементов. Народный наряд представляет собой:

  • кулмэк, представляющий собой довольно длинную рубашку;
  • халат распашного типа;
  • ыштан (штаны-шаравары).

Женский наряд подразумевает наличие нагрудника. Например, тешелдрек или кукрекче. Также в комплект входит фартук, с помощью которого скрывался вырез, расположенный в области груди. Крой был свободным, но при этом делался акцент в области талии.

Национальная татарская традиция подразумевает такие особенности одежды:

  • рубаха. Она достаточно широкая, но при этом не подпоясывается. У татарина она достигает колена. Женский предмет гардероба доходит до области щиколотки;
  • штаны. Мужчины нередко носили полосатые шаровары. Модели народной одежды, предназначенные для женщин, исключительно однотонные.
  • верхняя одежда. При ее пошиве могли использоваться различные материалы и с учетом этого момента она называлась по-разному. Например, народный наряд бишмет, казакин или камзол.

Татарская национальная одежда достаточно колоритная и яркая, но обилие оттенков при ее создании не используется. Преобладающими являются бордовые, зеленые, желтые и белоснежные тона, а также цвет спелой вишни. Выбор того или иного варианта зависит от возраста, финансового и семейного положения.

Национальная одежда татар, которая носится по праздникам, украшается с помощью многочисленных декорирующих элементов. Это могут быть монеты, бисер и бусины, а также нити. На одежду наносятся узоры с природными мотивами. Таким образом народ демонстрирует уважение ко всему живому.

Мужской костюм казахов

Одним из главных элементов мужского казахского костюма выступает островерхий головной убор. Он напоминает саки или шапку древних скифов и называется мураком, или ай-ыркалпаком.

Носят ли дети казахский национальный костюм? Фото для мальчиков в данном случае будет выглядеть намного презентабельнее, чем для девочек. Почему? Все дело в том, что мужчины, независимо от своего возраста, одеваются не только красивее, но и функциональнее. Например, мужские шаровары у казахов имеют так называемые клинья, представленные специальными вставками из овчины, и называются «шалбар-сым». Эти элементы значительно помогают при длительной верховой езде, так как защищают кожу от стирания в длительных кочевках. Кстати, при ношении шаровары заправляют в сапоги.

Камзол казахских мужчин называется бешметом. На талии он стягивается поясом – шекленом. В древние времена кафтаны делались из кожи и окрашивались в яркие цвета. В холодное время года носится утепленная разновидность камзола – кокреше.

Кафтан и шаровары надеваются на нательное белье, которое изготовлено из шелковой или тонкой хлопчатобумажной ткани.

Неизменной частью любого казахского костюма выступает шуба. А ее заменителем у бедных слоев населения продолжает выступать длиннополый халат из войлока, отлично сохраняющий тепло.

Казахская обувь у мужчин и женщин никогда ничем особым не отличалась. Все носили украшенные вышивкой сапоги с небольшим каблуком или кожаные ичиги, которые напоминают носки или чешки.

Национальная татарская одежда

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.

Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол.

Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком.

В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой.

Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас. Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.

Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте.

Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

  • В раннем детстве на спектакль принесла бабушкой данную шаль тонкого белого шёлка с кистями. И тут же она исчезла бесследно. С тех пор пытаюсь подобную купить, узнав, что такая непременный атрибут татарского костюма. Осталась она в память об отце, погибшем на ВОВ, когда мне было всего 9 месяцев. Очень хочу обрести!!!

    10 ноября 2014 Гость (Любовь Михайловна)

  • Понимаю вас , Любовь МихайловнаСтатья очень впечатлила и конечно-же подарила незабываемые чувстваОтдельное спасибо составителям Побольше-бы таких сайтов

    6 октября 2015 Гость (Аноним)

  • Спасибо за статью, очень впечатлило, добавьте побольше фотографий. Татарский костюм — понятие растяжимое, ведь он видоизменялся с течением времени. Татары в разных регионах носили разного вида костюмы.

    22 октября 2016 Гость (Дарья-Ханум)

  • Я бы рада, но с картинками сложности, своих фото у меня нет.

  • Народный костюм
  • Контакты
  • Пользователи
  • Словарь

Авторский проект NARODKO.RUКопирование материалов — только при согласовании и указании ссылки на сайт.

История национального костюма Польши

Изначально в Польше каждому человеку присваивался один из 3 социальных статусов. Исходя из этого, он носил крестьянскую, городскую или шляхетскую одежду. Изменения в крестьянский костюм вносились довольно редко, что нельзя сказать о других типах одежды. Самое большое распространение и общенародное признание завоевали шляхетские костюмы.

Каждый из 3 типов костюмов шился из материала разного качества. Недорогой и доступный лен использовался для пошива городской и крестьянской одежды. Что касается костюмов шляхты, то в них уже использовалась натуральная шерстяная ткань, стоимость которой была несколько выше.

Казахский национальный костюм: описание и фото

Казахский национальный костюм – это не только предмет гордости местного населения, но и объект повышенного внимания со стороны как россиян, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Что же такого необычного в данном наряде? И чем он отличается от привычного для нас сарафана или кокошника?

Данная статья направлена на то, чтобы во всех подробностях рассказать о таком оригинальном элементе культуры, как казахский национальный костюм, фото которого можно сейчас встретить в любом справочнике или путеводителе, посвященном данному уголку земного шара. В простой и понятной форме мы постараемся ответить на все интересующие читателей вопросы.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан – широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное – с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные – отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего – мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Псковская губерния

Традиционный костюм псковичанок вызывал зависть у жительниц соседних губерний, потому что отличался особым богатством и роскошью. Самой богатой по обилию вышивки и нашивок из жемчуга считалась одежда Торопецкого уезда. На голове псковичанки носили повойник — чепец с околышем, стягивающийся вокруг головы шнурком. Поверх него надевали платок или повязывали косынку. Но жительницы Торопецкого уезда носили особый головной убор — шишак, состоящий из шишек, расшитых жемчугом, чье количество доходило до 40−50 штук. Стоимость такого головного убора доходила до 10 тысяч рублей серебром. Торопчанки носили распашные сарафана из парчи, атласа или штофа, которые застегивались на серебряные или даже золотые пуговицы, а подпоясывались широкой атласной лентой. Костюм отличался в зависимости от уезда, но в целом Псковская губерния считалась очень богатой и процветающей.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Украшения, пояса, головные уборы и обувь

Орнамент — главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.

Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество. Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.

Головной убор — неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:

  • для девушек — низкая расшитая тюбетейка или зимняя меховая шапочка;
  • для мужчин — тюбетейка, войлочная высокая шляпа с загнутыми наверх полями или меховая шапка из овцы или лисицы.

Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола. Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.

Женский костюм

Белоруска в национальном наряде

Повседневная одежда

Основу женского народного костюма составляли: длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой, суконная юбка — андарак, которая заменила старинную понёву, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звёздочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор — венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты.

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах.

Женщины поверх рубахи носили понёву — давнюю женскую одежду, — это три сшитых суконных больших куска, сверху собранных шнуром, который стягивался на талии или под животом. Понёва была распашная (открытая впереди или сбоку) и закрытая. Цвета самые разные, часто с орнаментом.

Имелось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами

Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором.; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие

Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором.; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.

Женская безрукавка из ситца, бархата или парчи, на подкладке, самого разного цвета была составной частью праздничной одежды и звалась гарсетом. Впереди она застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровалась. Все это украшалось вышивкой, нашивками из цветной тесьмы. Гарсеты шились прямого кроя, до талии, или удлинённые, с клиньями, приталенные.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской.

В зимнее время женщин согревали шерстяные свитки, белые и красные кожушки.
Самой популярной зимней одеждой был кожух из овчины. У белорусов он делался прямого покроя — спинка и полы прямые, большой отложной воротник. Низ и рукава обшивались полосой овчины шерстью наружу.

Головные уборы

Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский.

Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский.

Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.

Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах. Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось.

Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Обувь

Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.

Разновидности

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.

Женский

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.

Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Мордовский национальный костюм

Если посмотреть на картинку с названием ниже, можно догадаться, что мордовский костюм по внешнему виду напоминает целое произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи.

Национальный костюм народа России состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха мужчин напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче.

Женский мордовский народный костюм поражает своей красотой. Для его изготовления используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Табакур
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: