Модели
Главным элементом национального костюма Болгарии является сарафан, который может быть представлен разными вариантами.
Самым распространённым выступает сукман. Это одеяние имеет много общего с сарафаном. Оно может быть как с рукавами, так и без них. Сукман украшается красивыми вышивками, а также декорируется изысканной тесьмой
Внимание, также всегда привлекает расписной передник, добавляя образу торжественности и нарядности
Мужской наряд включает рубаху, жилет, брюки, украшенные тесьмой, и пояс с вышивкой. Манжеты и ворот на рубахе также всегда украшены привлекательным декором. Все болгарские мужские национальные костюмы можно поделить на две группы. Одежда в светлых и ярких тонах получила название белодрешна. Тёмный костюм называется чернодрешна.
Царвули – болгарская национальная обувь, которая отличается удобством и комфортом. Она представлена в виде сандалии и изготавливается из натуральной кожи.
История костюма
Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.
Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.
Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.
Павлопосадские меховые жилеты
На Руси одежда давала много информации о хозяине. Глядя на костюм, определяли:
- к какому сословию относится человек (крестьянин, купец, дворянин);
- какова его основная деятельность;
- в каком регионе проживает, к какому климату привык.
Под влиянием этих факторов и культурных взаимоотношений со странами-соседями формировался русский национальный костюм. У крестьян он был максимально простым, без особенных излишеств, если не говорить о праздничных нарядах.
У знати даже повседневные изделия расшивались яркими узорами, шелковыми, золотыми или серебряными нитями, самоцветами, бусинами, жемчужинами. Одно оставалось неизменным для всех слоев общества: одежда производилась из натуральных волокон, чаще всего – хлопковых, льняных или шерстяных.
Немного фактов
Начало формирования русского национального костюма – XIV век. Тогда феодальная знать носила самобытные наряды, отличающие жителей Киевской Руси.
Наша страна всегда находилась в тесных контактах с соседями, что не могло не повлиять на внешний вид славян. В XV веке русские князья одевались в просторные, распашные кафтаны с приталенным кроем, пришедшие из Польши. Украшалась одежда искусной цветной вышивкой, каменьями, золотыми нитями.
Правление Петра Первого принесло сильные изменения в моду. Российский император желал приблизить страну к Европе, максимально запрещая все родное, национальное, даже костюм. В одежде приветствовались европейские традиции, что сказалось отрицательно на народных. Однако при правлении Екатерины II от подобных взглядов отказались: в моду вернулся русский костюм. Пытаясь реабилитировать его, императрица приветствовала использование пышных тканей, национальных узоров и мотивов, свободный крой изделий. Так продолжалось до войны с Наполеоном.
Этот непростой период для России обозначился сильнейшим подъемом патриотического духа. Народ объединялся, чтобы победить врага. Возрос интерес ко всему исконно русскому. Даже знатные дамы стали надевать национальные наряды, и в светском обществе снова ожили такие названия, как «кокошник», «сарафан», «сорочка».
Как выглядят мужчины
Внешний вид болгар, по сути, типичен для народов Балканского полуострова, но и у этой народности есть свои особенности, характерные только для ее представителей. Не нужно далеко ходить, чтобы представить себе типичного болгарина. Вспомните, как выглядит известный русский художник Филипп Киркоров (да, по национальности он болгарин, если кто не знал). Основные признаки внешности болгар — смуглые, почти черные, иногда даже с оттенком голубых волос, темно-карие круглые глаза, губы часто пухлые. Кожа, соответствующая проживанию в южном климате, темная. Казалось бы, прекрасные болгары — рай для свободной девушки, приехавшей отдохнуть на один из курортов. Однако во внешности болгарских мужчин часто бывает такой недостаток, а точнее лишний вес, особенно это заметно из-за относительно небольшого роста среднестатистического представителя страны.
Протоболгарские имена
К сожалению, большая часть булгарских имен канула в Лету, поскольку они были труднопроизносимы. К тому же носить их имели право в основном монархи, князья, бояре и их потомки. Их яркими примерами могут служить дошедшие до нашего времени болгарские имена: Котраг, Батбаян, Асен, Аспарух, Алцек, Вылч, Вокил и Сандок. Некоторые из популярных и ныне имен, таких как Джордан, Пийо и Шоул, вероятно, изначально прячут булгарский, кумманский или пеканский корень. Во время долгого греческого и турецкого протектората почти все древние имена исчезли из народной традиции этого государства. И только в последнее время некоторые из них были восстановлены буквально. Другая часть протоболгарских имен смешалась со славянскими, и сейчас уже довольно трудно определить их наиболее вероятное происхождение.
Женская рубаха
Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.
Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.
Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию. |
Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».
Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.
Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.
Традиции и обычаи Болгарии
Все обычаи болгарской культуры с одной стороны связаны с язычеством и поклонением древним богам, а с другой — длительным пребыванием под влиянием фракийцев, греков и римлян. Перечисленные факты оставили неизгладимый отпечаток на культуре болгарского народа и его традициях. В нашей статье коротко перечислим главные из них.
Сурвакане
Этот праздник болгары отмечают в начале Нового года и в какой-то степени он напоминает наш Старый Новый Год. Дети ходят по домам в своей округе и легонько бьют деревянной палочкой из кизила по спине. Зачастую она украшена всевозможными сушенными фруктами или другой мелочью. Все это сопровождается пожеланиями крепкого здоровья и богатого года. Хозяева дома награждают ребят вкусностями и мелкими монетками.
Тодоровдень, Тудорица
На фото, что расположено в правом нижнем углу показан фрагмент скачек на Тудоров день.
Еще одно название праздника Лошадиная Пасха, отмечают ее 20 февраля. По поверьям, созданный для дарения здоровья лошадям и молодым, венчавшимся накануне, зимой.
В такой день, женщины пекут специальный хлеб — каравай в виде прославляемого животного или подковы. Потом им кормят лошадей и молодых жен, дабы были не только здоровыми, но и плодовитыми.
Изюминкой в этот день считаются традиционные скачки, в которых победитель устраивает позже хоровод на площади села. В окончании праздника все присутствующие идут к нему в гости за продолжением веселья.
Кукери
Это своеобразный карнавал наряженных мужчин, что символизирует приход весны. Каждый участник собственноручно изготавливает страшную маску, которую украшает различными бусами и бантами или закрашивает свое лицо в черный цвет. Во время ритуала выполняется специальный танец, благодаря которому изгоняются злые духи. Кукерский карнавал проходит на Масленицу.
Нестинарство
Старый болгарский обычай, совершаемый обычно в день празднования святых Константина и Елены (21 мая).
Суть его заключается в том, чтобы исполнить специальный ритуальный танец на раскаленных углях для изгонения болезней. Подготовленные для этого люди целый день пребывают в закрытой часовне перед иконами святых Константина и Елены.
Не каждый годится для такой почетной роли, достойными оказываются лишь те, кто во время танца ощущает в себе наполнение святым духом. Удивительно, но люди, исполняющие ритуал, совершенно не обжигаются.
Красочный Фестиваль Розы заканчивается очаровательным фейерверком.
Фестиваль Розы
Роза для Болгарии является по истине королевским цветком.
Поэтому не удивительно, что ей выделен красивый праздник, сопровождающийся песнями, танцами, выбором Королевы Розы и заключительным фейерверком.
Праздник проходит в первую субботу и воскресенье июня, когда розы цветут по всей долине и аромат заполняет все вокруг.
Поминание усопших
Вместе с радостными традициями, отметим и более печальные, связанные с поминанием усопших.
Болгары очень бережно относятся к памяти о своих предках. До наших времен во многих городах Болгарии сохранился обычай коллективно поминать умерших.
Практически на любом доме или воротах Несебра можно увидеть специально прикрепленные небольшие плакаты, в которых сообщается дата.
Культ праздника
Кукерский карнавал — люди искренне радуются приходу весны, сопровождая это танцами.
А еще местные очень любят устраивать массовые праздники.
Собравшись на природе, болгары накрывают пышный стол, устраивают различные конкурсы в борьбе с призами.
Когда наступает ночь, разжигают костры и поют песни до самого утра.
Национальные костюмы Япония
В Японии национальный костюм — это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно — это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.
Сегодня кимоно надевают — как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.
Женский костюм
Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.
Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:
- Запона — одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам и не сшитого по бокам. На сгибе имеет отверстие для головы. Носится с поясом. Нижняя часть запоны скалывалась.
- Душегрея — тёплая меховая одежда в виде кофты с длинными рукавами и отложным воротником. Застёгивается спереди на крючки. Встречаются летние варианты на вате.
- Приволока — безрукавная накидка, похожая на мантию. Надевается поверх платьев. Богато украшена золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями.
- Шушпан — короткая женская одежда. Такое название давали кафтану, кофте, сарафану в разных губерниях.
Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.
Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.
Традиционный костюм
Традиционный русский костюм для холодного времени года включал в себя шубу, зимний головной убор и зимнюю обувь. Нижняя одежда была многослойной, кроме того, время на улице проводили активно, что тоже не давало замерзнуть.
Шуба
Мужская и женская верхняя одежда не различались по материалу. Чаще всего шубу делали из овчины и носили ее мехом внутрь. Интересно, что мехом наружу шубы в обычной жизни не носили — более того, это считалось нарушением нормы. Шубы выворачивали наизнанку только когда хотели напугать или посмеяться: среди святочных шуток были и такие забавы.
В состоятельной крестьянской семье шубы были повседневные и праздничные — украшенные декоративной строчкой. Последние надевали в комплекте с праздничными же головными уборами. По крою они не различались, но хорошая шуба, как и любой другой дорогой предмет, могла передаваться по наследству, что поддерживало само существование традиционного костюма.
фото: Мужчина в овчинном тулупе, 1900 год
Традиционная русская шуба проникала даже в модный городской образ. Городское мещанство, прислуга и даже провинциальное дворянство хоть и стремилось следовать модам, в морозную погоду выбирало традиционную шубу — самый очевидный и радикальный вариант защиты от лютых морозов. К началу ХХ века мужчины начали носить шубы мехом наружу, демонстрируя таким образом роскошные дорогие меха.
Шерстяной платок
К середине XIX века шерстяные платки с цветочной набивкой стали доступны всем слоям населения — их продавали на ярмарках, где они активно раскупались крестьянами. Платки изготавливали на мануфактурах, самая известная из них — фабрика Лабзина в Павловском Посаде, была открыта в 1862 году и действует до сих пор. Под красивый шерстяной платок надевался комплекс традиционного головного убора: повойник или сорока. Этого могло быть достаточно и в морозное время года.
Мужская шапка «татарка»
Если даже летний вариант мужского головного убора в XIX веке был из валяной шерсти (почти как валенок), то чего ожидать от зимнего? Были популярны шапки полукруглой формы из домашнего сукна, подбитые изнутри мехом. Шапку «татарку» подбивали овчиной — а если не было овчины, то ватой. По форме «татарка» могла быть как полукруглой, так и высокой, конусообразной.
В XIX веке появляется шапка «малахай», которую мы называем ушанкой – с клапанами для ушей, затылка и лица. Богатые крестьяне носили малахай на лисьем меху, прочие делали его из овчины.
Современность
Если королеву Викторию можно назвать основательницей традиции белого свадебного платья, то человеком, который ввёл это явление в массовую моду, стала Коко Шанель. Первая мировая война внесла свои коррективы в привычную для европейцев мирную жизнь, многие стороны которой стали значительно скромнее, в том числе и свадьбы. И великая Коко адаптировала эти изменения, создав модный тренд — укороченное свадебное платье. Оно было белым, длиной до колен, но с очень длинным шлейфом, делающим фасон платья весьма необычным. Традиционная фата также прилагалась.
Но настоящий расцвет свадебной моды начался на Западе после Второй мировой войны, в 50-е годы.
Белый цвет уже по праву считался праздничным, торжественным, символизировал чистоту и непорочность, нежность и искренние чувства невесты к своему избраннику. Свадебные платья становились всё более изысканными и роскошными, для их изготовления стали использоваться такие материалы, как шёлк, атлас и кружево. Постепенно в моду входят приталенные силуэты, открытые руки и плечи.
Сейчас же, как мы видим, все свадебные традиции стали очень условными, потому что каждая пара сама создаёт стиль своего праздника, выбирает традиции, которым следовать и которые нарушать, и соединяет всё это в невероятный, оригинальный и не похожий на другие свадебный коктейль. Если вас интересуют свадебные традиции, то наши статьи помогут разобраться в них и выбрать те, которые вам по душе.
Особенности характера болгар
понятно, что такие яркие и шикарные костюмы не могли появиться в мрачной Финляндии или первобытной Англии. Обилие орнаментов, разнообразие красок костюма, конечно же, определялись особенностями национального характера болгар. Как и все представители Балкан, эти люди очень гостеприимны, но в то же время горды, импульсивны, но сговорчивы в своих обидах.
Не зря говорят, что внешность и характер связаны. Болгарские мужчины, например, часто страдают ожирением, и, кстати, здесь можно увидеть национальную черту характера. Мужчины здесь часто ребячливые, немного ленивые. В типичной болгарской семье, как правило, всем управляет женщина, недаром в народе появилось популярное выражение, что мужчине нужно выбирать свекровь, а не жену, а девушкам — брать заботиться сначала о хорошей свекрови, а потом уже о ее сыне.
Но если шутить, в Болгарии придают большое значение семье, очень много внимания уделяют воспитанию детей. Болгары традиционно отмечают любое торжественное событие вместе; по праздникам — большим и малым — за большим столом собираются одновременно несколько поколений семьи
Обращаем внимание, что болгары, как и русские, предпочитают сидеть за плотным столом — они не могут отнять у них любовь к вкусной еде (что отражается во внешнем виде болгар), более того, гостеприимно накрытый стол свидетельствует о гостеприимстве хозяева дома, их приветливость и отзывчивость
Украшения народного костюма для женщин
Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.
В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.
На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:
- Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
- Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
- Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
- Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.
Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:
- Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
- Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
- Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
- Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.
Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.
Головные уборы
На каждый день подходит расписной платок. Белый, красный или синий с цветочным орнаментом. Для праздников и свадеб — вообще полет фантазии. Здесь болгарки превзошли сами себя. Он похож на наш кокошник чем-то. Украшался монетами, цветами, лентами, вообще всем, что придет в голову.
Один из таких видов называется прочелница. Что-то похожее на диадему из монет и пластинок.
Главное, чтобы монетки негромко звенели при ходьбе. Это, кстати, одна из восточных традиций, позаимствованных у турок. Богатые женщины могли позволить себе украшать уборы золотом, серебром, богатой вышивкой. Экономный вариант — бронзовые или даже медные монетки, ленты, вышивка.