Якорь-кошка
Рыбаки предпочитают легкие якорьки для надувных лодок, которые при наличии сильного ветра можно просто оборудовать дополнительным весом. Немалую роль играет компактность конструкции и отсутствие острых выступающих элементов или граней. Этим требованиям полностью отвечает конструкция “кошка”, имеющая несколько модификаций:
- разборная с лапами под углом 90º;
- складная с различными углами наклона лап.
Изготовление якоря в разборном варианте потребует следующих материалов:
- 2 полосы из стали толщиной 4 мм, длиной 260-270 мм и шириной 40 мм;
- стальная трубка диаметром 250 мм и длиной 270-300 мм;
- гайка и втулка, подходящие по диаметру для стальной трубки 25 мм;
- 2 кольца для крепления веревок.
По центру стальных полосок высверливаются отверстия. Втулка вставляется в трубку, полоски монтируются на ее выступающую часть и крепятся с помощью гайки. Металлические кольца располагаются в верхней и нижней частях конструкции. Сама трубка может быть залита свинцом для увеличения массы. Нижнее кольцо и второй канат отвечают за подъем якоря и освобождение лап из грунта. В упрощенном варианте металлические полоски заменяют на толстую проволоку или арматуру диаметром 4 мм без нижнего крепления. В этом случае при вытягивании кошки лапы, освобождаясь, разгибаются – это настоящий якорь-“незацепляйка”.
Складная кошка выглядит похоже, но благодаря скользящей муфте и раздельному шарнирному креплению лап на штоке она имеет возможность складываться. При крайнем нижнем положении муфты лапы раздвигаются и фиксируются, а при крайнем верхнем – смыкаются. Часто лапы крепятся к штоку с помощью медных шплинтов, что при критическом зацепе позволяет сохранить самодельный якорь – мягкие вставки срезаются, освобождая всю конструкцию.
Разновидности
Самодельные якоря для надувных лодок подразделяются на множество видов.
Вот основные из них:
-
якорь Курбатова;
-
«кошка»;
-
Дэнфорта;
-
Холла;
-
Матросова.
Данные виды якорей отличаются массой, формой и «приспособленностью» к определенному типу дна. Рассмотрим более подробно каждую разновидность.
Система Курбатова
Он представляет собой хомут из крепкой проволоки и одной лапы с уклоном, равным половине прямого угла. Удлиненный шток способствует глубокому погружению металла в грунт или ил. Изделие очень компактно, подходит для небольших лодок.
Есть ряд ограничений по применению данной конструкции. Масса резиновой лодки вместе с пассажирами не должна превышать 180-200 килограммов. Лодка может быть двухместной. Не рекомендуется применять систему Курбатова на водоемах с сильным течением, неровной каменистой линией берега. Запрещено использовать этот тип якоря при скорости ветра больше 6 м/с.
Тип « кошка»
Одна из самых распространенных разновидностей для небольших судов. Устройство можно дополнительно оснастить добавочным весом, что делает его универсальным и позволяет корректировать массу в зависимости от загруженности судна. Вес конструкции находится в пределах от двух до четырнадцати килограммов – чаще всего рыбаки предпочитают более легкие варианты. «Кошка» также может применяться для траления – поиска снастей, утопленных предметов и других вещей.
Такие якоря наиболее популярны у владельцев надувных лодок. Конструкция очень проста, и ее сделать сможет даже рыбак-новичок. Технику изготовления своими руками мы рассмотрим в следующем разделе.
Система Д э нфорта
Данный якорь обладает повышенной удерживающей силой, что уменьшает область его применения для рыбалки и водной охоты. Чаще всего применяется в водоемах с песчаным дном.
Максимальная держащая сила обеспечивается близким расположением лап, имеющих треугольную форму, обтекаемой формой головки и длинным веретеном. При падении вниз якорь врезается вглубь и закрепляется в плотных далеких от поверхности слоях грунта. Однако это свойство бесполезно при использовании на каменистом дне, при сильном ветре и быстром течении – устройство Дэнфорта может унести вместе с верхними слоями песка. В этом случае будет дрейфовать и лодка.
Длинный шток увеличивает габариты, что затрудняет хранение и использование изделия. Существует около сотни моделей системы Дэнфорта. Масса конструкции находится в широком диапазоне: от двух килограммов до семи тонн.
Конструкция Холла
Этот якорь был изобретен в 19 веке и совершил прорыв в кораблестроении. Он и по сей день является актуальным в некоторых регионах ввиду рельефа дна. Он изготавливается из чугуна, что очень удешевляет производство. В свое время эта технология позволила британскому флоту еще больше укрепить свое владычество на море. Упав на дно, изделие ложится плашмя и одним из зубцов закрепляется в грунте. Лопатообразные утолщения лап многократно увеличивают удерживающую силу.
Якорь очень быстро зарывается в донный субстрат, однако имеет большую массу, и его нельзя применять при штормах выше 4-5 баллов. Такую конструкцию сделать проблематично, и она используется только для относительно крупных деревянных рыбацких яликов.
Изобретение Матросова
Повышенная держащая способность – наследие конструкции Холла, которую Матросов значительно усовершенствовал и избавил от большинства имевшихся недостатков. Благодаря обтекаемой форме изделие глубже погружается в грунт, а выросты на лапах придают дополнительную устойчивость.
Удерживающая сила увеличена в четыре раза по сравнению с адмиралтейским якорем аналогичной массы. Конструкция Матросова не вырывается из субстрата даже при повороте судна на 360° . Эффективность одинакова на глинистом, песчаном и каменистом дне. Чаще всего ввиду особенностей строения (очень близко расположенных лап) применяется в речном флоте.
Как выбрать покупной якорь для ПВХ лодки: параметры и виды
Выбор якоря — это ответственное дело. Чтобы выбрать правильный под свои условия, нужно учитывать некоторые особенности водоема и лодки. Разберемся подробнее.
На что нужно обратить внимание при выборе
Для выбора правильного якоря в первую очередь нужно обратить внимание на особенности водоема. Главным фактором, которым следует руководствоваться, является дно водоема и его рельеф
Во многих водоемах средней полосы страны распространено ровное и песчаное дно. Для него подходят многие виды якорей, но наиболее распространен в использовании якорь-кошка
Главным фактором, которым следует руководствоваться, является дно водоема и его рельеф. Во многих водоемах средней полосы страны распространено ровное и песчаное дно. Для него подходят многие виды якорей, но наиболее распространен в использовании якорь-кошка.
Кошка
Если дно водоема каменистое или, напротив, илистое, то прекрасным вариантом будет грибовидный якорь. Он прекрасно цепляется почти за каждую поверхность и имеет ряд плюсов, превосходя многие другие виды якорей.
Якорь Матросова четко фиксирует плавсредство на любом грунте
Подбор под лодку
Обычно подбор якоря под лодку осуществляется с помощью нетрудного подсчета. На один метр длины лодки должен быть 1 килограмм якоря. Таким образом на средние ПВХ лодки длиной около 2,5-4 метра ставят якоря от 2 до 5 килограмм. Этот метод вычисления массы очень удобен и эффективен, несмотря на свою простоту.
Как подобрать якорь для лодки ПВХ — размеры, вес, конструкция, подбор под вес и размер лодки:
Основные виды якорей
Рассмотрим основные виды якорей и их преимущества в определенных водоемах.
- Грибовидный — это якорь в форме гриба, редко превышающий массу 10 килограмм. Несмотря на отсутствие острых лап, грибовидный якорь справляется со своей задачей на ура. Он имеет широкие, закругленные лапы, которые крепко цепляются фактически за любую донную поверхность. Особенно хорошо работает этот вид якорей на каменистом и илистом дне. Также нельзя не упомянуть о том, что данный якорь весьма удобен и при зацепе (что само по себе маловероятно) с легкостью проскальзывает сквозь коряги и другие подводные преграды. Например, та же кошка, вцепившись в корягу острой лапой, нередко обрывается.
- Якорь-кошка очень популярен среди владельцев ПВХ лодок. Данный вид очень компактен и работает по механизму «зонта». При перевозке его с легкостью можно укомплектовать, а при работе он раскрывается, расправляя несколько заостренных лап-крюков. Используется в частности на песчаных водоемах, за поверхность которых нетрудно уцепиться. Как говорилось ранее, его главным недостатком является отсутствие маневренности и частая зацепляемость.
- Якорь Холла — это тоже весьма популярный и эффективный вид конструкции, используемый как и для ПВХ лодок, так и в морском флоте. Функцию штока у якоря выполняют поворотные лапы, под низом которых есть юбка. Это обеспечивает хорошее сцепление якоря со дном. Сам по себе якорь тяжелый и сильного заглубления в грунт он не делает. Однако все это не мешает ему показывать себя как один из лучших тяжелых якорей, которые только существуют. Этот вид подходит для песчаных и галечных грунтов. Именно для ПВХ лодок подобные якоря приобретают редко, но если все же владелец плавательного средства сделал выбор в пользу конструкции Холла, то рекомендуется покупать модель весом не менее 3,5 килограмм.
- Денфорта — это несложная монолитная конструкция, в которой нет складывающихся деталей. Якорь чем-то напоминает плуг. Модель имеет внушительные размеры, а оттого редко используется владельцами маленьких лодок. Якорь используют для водоемов с песчаным или илистым дном. Он весьма надежен и имеет ряд плюсов, несмотря на внушительный размер и возможность обрыва при зацепе (но происходит это крайне редко).
Как можно увидеть, каждый якорь имеет свои преимущества и недостатки. Однако наиболее лучшими вариантами для ПВХ лодок является кошка и грибовидный.
Лучшие якоря для резиновых лодок ПВХ:
Как использовать масло?
Масло периодически льется с наветренного борта. С того же края подвешивается смоченная в нем швабра.
Есть и другой способ, более экономный. В мешке из парусины или же банке из металла делаются отверстия, в которые закладывается раскрошенная пробка, ветошь или пенька. Внутрь заливается масло. Затем емкость закрывается, мешок завязывается, крепится к якорному канату и травится.
Также через плавучий якорь продевается линь, чтобы оба конца были на судне. Затем к линю крепится мешок или банка.
Их надо передвигать к якорю на расстоянии нескольких метров от него. Опустевший мешок или банка вытаскивается на судно и вновь заполняется маслом.
Для линя на плавучем якоре рекомендуется запастись блоком. Мешок или банка подвешиваются к канату для якоря в качестве поплавка на такой высоте, чтобы они смогли достать до волны.
Плавучие якоря на современных яхтах
Испытание было проведено для RORC в университете Саутгемптона. Оно доказало, что плавучий якорь способен удержать яхту на плаву при высоких волнах. Устройство способствует уменьшению скорости судна и удерживает его по ветру. Модельные испытания выявили, что яхта неоднократно избегала разворотов лагом и переворачивания волной.
Плавучий якорь рекомендован как для однокорпусных, так для многокорпусных моделей яхт. Положение устройства с кормы предполагает, что волны большой тяжести лягут на эту часть судна. По данной причине все отверстия должны быть герметично закрыты. Этому придается большое значение в специальном своде правил, где указано, что яхты должны обладать прочностью и водонепроницаемостью. В особенности это относится к корпусной части, каюте и палубе, которые должны выдерживать натиск воды.
Основные виды якорей
Существует несколько видов якорных устройств:
- кошка;
- модель Холла, Денфорда, Курбатова;
- грибовидный.
Кошка
Кошка — это складная модель, которая не занимает много места при транспортировке. Складные лопасти дают возможность освободить как можно больше пространства в лодке.
Такая модель может использоваться на территории с любым видом грунта. Ее можно забрасывать в каменистые расщелины, на захламленное морское дно и т. д. Масса устройства может достигать 12 кг, средний вес — 4−5 кг. Область применения: траление (поиск утопленных снастей и других затонувших предметов).
Холла и Денфорда
Якорь Холла оснащен плоскими лопастями, которые поворачиваются вокруг своей оси. Некоторые модели могут быть оборудованы штоком в виде пластины у рыма. Оказавшись на дне, такой якорь ложится плашмя, нижние лапы цепляются за грунт. Для надежной работы якорного устройства его рекомендуется забрасывать с ходу.
Якорь Денфорда (незацепляйка) имеет повышенный уровень удерживающей силы. Он оснащен лапами, которые максимально приближены друг к другу, шток расположен внизу. Конструкция оборудована удлиненным веретеном и плоскими лапами треугольной формы. Во время падения на дно водоема устройство достигает более плотных слоев грунта, а не зацепляется на поверхности.
Якорь Курбатова
Такое устройство имеет хорошее зацепление с дном. Конструкция такого якоря включает в себя: проволочный корпус раздвоенного типа и движущуюся лапу, которая свободно вращается вокруг своей оси. Угол наклона лапы может достигать 60°. К хомуту прикреплен капроновый шнур длиной до 20 м и диаметром 8 мм. Мотовило изготавливается из дерева или твердого пенопласта.
Грибовидный
Якорь — грибок используется во время рыбалки на территории с большим приливно-отливным течением или сильными порывами ветра. Устройство обладает хорошей держащей способностью, относится к группе безрогих якорных механизмов.
Такую модель изготавливают из чугуна или железобетона. В нижней части конструкции расположена выемка, облегчающая засасывание якоря в грунт. Для того чтобы ликвидировать возможность появления воздушной подушки, некоторые модификации оборудованы вертикальными каналами для отвода воздушного потока.
Читайте: Сварка чугуна в домашних условиях инвертором.
Как устроен плавучий якорь?
Основу изделия составляет плотная ткань. Плавучий якорь, фото которого представлено ниже, сделан из парусины.
Как правило, приспособление обладает формой конуса или же пирамиды, основание которой раскрыто. Последнее крепится посредством обруча из металла или же крестовидных балок. К нему подсоединены четыре стропы, при помощи которых происходит крепление к якорному канату.
К вершине конуса прикреплен оттягивающий трос, который тянет якорь. У приспособления имеется буек, применяемый для спуска и подъема устройства. Также по буйку можно определить, где находится изделие.
Как просто смолить корпус лодки
Пропитка смолой древесины защищает ее от преждевременного гниения и одновременно герметизирует все стыки. В северных странах рыбаки постоянно обрабатывают новые лодки из дерева раствором смолы в бензине.
Его консистенция доводится до уровня жидкой сметаны, а обработка проводится обычной кистью. Защита сохраняется долгое время, заменяет более дорогую масляную краску, но первое время сильно пачкается.
Когда я первый раз испытал этот способ, то на скамейки пришлось постоянно подкладывать газеты. Бумага защищала одежду от смолы.
Поэтому сиденья и места, с которыми контактируют люди, этим способом не обрабатывают, а просто красят. Однако ничто не мешает использовать другие составы промышленных пропиток или обычную отработку масла.
Смола берется битумная. Она используется в строительстве в качестве слоя гидроизоляции и бывает различных сортов, отличающихся по твердости, вязкости и текучести.
Нам для обработки лодки обычно попадается неизвестный сорт. Его необходимо проверить, подготовить, довести до состояния жвачки. Для этого смолу разогревают на костре в ведре до стадии кипения, добавляют в нее масло, оценивают вязкость на охлажденном кусочке.
Смола должна хорошо прилипать к древесине, но не ломаться при нагрузках, а тянуться. Состав пропорции масла определяется экспериментально.
Место для костра готовится заранее на удалении от пожароопасных объектов. В грунт вбивают две стойки, на них подвешивается перекладина для ведра.
Расплавленную смолу из ведра удобно доставать банкой с удлиненной ручкой, а обрабатывать, растирать поверхность досок квочем: намотанной на палку тряпкой.
При заливке разогретой смолы в щели используют обычную палку с заостренным клином концом. Проникший в стыки вар хорошо герметизирует пространство, предотвращает возникновение протечек.
Для равномерного распределения смолы по поверхности древесины ее дополнительно разогревают пламенем паяльной лампы. Образующиеся потеки разгоняют квочем и деревянным клином. Жидкая смола должна заполнить все щели.
Работать удобнее вдвоем. Учтите, что расплавленная смола и открытый огонь пламени горелки могут причинить вред здоровью. Используйте сапоги, закрытую одежду, очки, рабочие рукавицы. Последствия случайного разбрызгивания кипящей смолы на тело намного проще предотвратить, чем лечить.
Техника безопасности никогда лишней не бывает.
Виды якорей и достоинства пользования подобными компонентами
Перед указанным выше компонентом стоит цель стабилизация корабля или иного вида суден вне зависимости от обстоятельств (неблагоприятные погодные условия, морская волнистость, водная скорость). Человек приступил к использованию якорей со времён создания первой лодки в истории. При создании первой лодки в истории человек вынужденно использовал верёвку и камень, однако теперь подобной необходимости нет. Перед любителем открыто большое количество якорей, на вкус и выбор, подходящих неограниченному количеству лодок, независимо от подвида и технико-тактических характеристик (обычному судну надувного формата и лайнеру топ-класса).
После Средних веков использование железа окончательно и бесповоротно закрепилось в сознании человека, что разнообразило виды якорей. Выделены следующие типы современных якорей:
- адмиральский формат;
- форма «плуга»;
- форма «гриба»;
- «дэнфортское» приспособление;
- «холлское» приспособление;
- «кошка»;
- гравитационный формат;
- не теряющийся в природе;
- форма «пирамиды»;
- присасывающийся к пространству;
- плавучий.
Цель существования подобного компонента – цепкость судна с удержанием на исходной точке. Только упоминаемое приспособление достигает указанной выше цели без риска натолкнуться на грунт, находящийся на дне.
При необходимости остановить либо притормозить судно либо «мини-яхту» и «нелояльности» матушки-природы и обычной метеорологии (ускорение течения, шторм, волнистость воды) нет смысла использовать распространённое приспособление из-за риска нестабильности лодки, подкрутки и волнового подбрасывания. Лодка либо яхта получают шанс избежать контакта с волной, чего не скажешь про судно, которое может потянуть на дно хозяина.
Очередным достоинством плавучего компонента считается доступность глубинного использования, по сравнению с типичным компонентом, не способным удержать судно из-за невозможности требуемого донного контакта.
Плавучий компонент допустим в использовании при чрезвычайных положениях: невозможности движения судна (водно-транспортное происшествие) при неизменности направления и вынужденным дрейфом до изменения ситуации.
Плавучий компонент пригоден к использованию судами «мелкого флота» вроде разнообразных лодок (надувного формата, поливинилхлоридовых) и «мини-яхт». Военно-морской флот использование плавучего компонента не приветствует из-за недоказанной эффективности. Указанные выше судна «мелкого флота», как правило, используют типичный и плавучий якоря, как наиболее распространённые варианты.
Требуется учёт того обстоятельства, что используемый подкидываемой волнами лодкой типичный якорь способен нанести повреждения лодочному дну. Плавучий якорь на такое не способен по определению.
Ключевыми факторами представляются длина, ширина, для эффективного пользования указанным выше устройством. Для типичного якоря единственным ключевым фактором считается якорная масса. Указанная выше якорная масса должна наделяться устойчивостью, чтобы не потянуть судно на дно. Как указывалось выше, плавучий якорь наделён длиной и шириной как ключевыми факторами эффективности, помогающими «переигрывать» водное течение и обеспечивающими стабильность выбранного вида средств передвижения.