Особенности орнамента и их значение
Марийские узоры представляли собой геометрические орнаменты, играющие роль не столько украшения, сколько оберега, символа принадлежности человека к определенному социальному сословию.
Кроме того, в каждом узоре была зашифрована символика – ритуальные знаки, приносящие своему владельцу успех, здоровье и благополучие, защищающие его от злых сил и дурных помыслов. Поэтому марийские орнаменты и их значение играли чрезвычайно важную роль при пошиве мужской, женской и детской одежды.
Вышивка на женском национальном костюме указывала не только на социальную принадлежность, но и на семейное положение женщины
Также девушки из Поволжья уделяли внимание и различным ювелирным украшениям – наибольшей популярностью пользовались серьги, кольца, массивные ожерелья и бусы
Свадебный наряд
Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками.
Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь молодых была счастливой и безбедной.
Поверх платья невеста надевала кафтан белого, сверху – зеленого цвета, который также был декорирован золотыми или серебряными монетами.
Для украшения марийской свадебной одежды использовались многочисленные декоративные элементы:
- пестрая тесьма;
- ленты ярких цветов;
- вышивка различных оттенков;
- монеты из золота или серебра;
- бисер;
- бусинки;
- вставки из натурального меха.
Головные уборы
В летнюю пору года предки марийцев носили головные уборы черного или белого цвета. При этом черная шляпа считалась повседневной, а белая предназначалась для торжественных, праздничных мероприятий.
Зимой традиционный мужской костюм дополнялся меховой шапкой-ушанкой или валяным головным убором. Немного позже широкое распространение получили изделия в форме фуражки.
Женские головные уборы были обязательной составляющей традиционного наряда. Они подразделялись на две основные категории – женские и девичьи. При выборе соответствующего изделия марийки учитывали социальное и семейное положение, а также свой возраст.
Популярные головные уборы:
- многие женщины носили шали и платки, щедро декорированные вышивками, геометрическими или растительными орнаментами;
- незамужние девушки предпочитали повязки из кожи или шерсти, украшенные бусинами, монетами, бисером;
- часто костюм дополнялся остроконечным головным убором.
Немного позже женские марийские головные уборы были дополнены такией – полусферическим изделием конусообразной, лопатообразной или каркасной формы, поверх которого обязательно накидывался расшитый платок. Наиболее древний головной убор женщин Поволжья – шурка – происходил от скифов, а его высота могла достигать 40-45 см.
Очень важной частью свадебного костюма мариек является праздничный головной убор. Летом девушки надевали такию, зимой – шапку из меха
Поверх головного убора обязательно повязывался платок красного цвета, который символизировал счастье, благополучие и достаток в будущей семейной жизни.
После свадьбы: начало новой жизни
День после первой брачной ночи посвящался родителям. Начинался он с обеда и проводился до вечера. Гости собирались в скромных, почти повседневных одеждах. Родители и нашаулы собирали старые, ненужные вещи, которые необходимо было выпороть крапивными розгами или хорошо вымазать в грязи. На стол подавали куриные бульоны с лапшой. В этот день катались по всем окрестностям в тележках, проводили подвижные игрища, пели и танцевали.
Молдавская свадьба – это ярчайшая иллюстрация старинной культуры этого народа. Самобытная, полная очарования и старинной мудрости, она завораживает своей красотой и бьющим через край весельем.
Костюмы пастухов
Кое-где в горах сохраняется очень архаичная традиционная одежда, весьма отличающаяся от общепринятого крестьянского костюма. Например, костюм пастухов некоторых горных районов Тосканы представляет собой нечто похожее по покрою на комбинезон из козлиной шкуры.
Эта одежда, называемая «cosciali», закрывает ноги и нижнюю часть туловища, а сзади на спине и на ногах привязывается ремнями. Не менее своеобразен костюм абруццских пастухов, состоящий из коротких кожаных брюк, двух козлиных шкур, пристегивающихся к ногам пряжками, и короткой коричневой кожаной куртки, поверх которой надевается пиджак из грубой шерсти. Рукава из овечьей шкуры, закрывающие плечи и руки, надеваются отдельно. На ногах поверх грубых вязаных чулок – кожаные ботфорты.
Пастушеский костюм в Апулии состоит из сандалий, сделанных из недубленой кожи, гамаш из белого овечьего меха, штанов, сшитых из овчины мехом внутрь, и куртки из овчины шерстью наружу. Похож на него и костюм сицилийских пастухов, интересная деталь которого – отдельно надевающиеся рукава
Мужской национальный костюм
Рубашка
Мужчины носили менее яркую и красочную одежду. Хлопчатобумажные или льняные рубахи носились навыпуск и подпоясывались различными поясами.
Самым древним и самым популярным была косоворотка, похожая на тунику с круглым воротником, разрезанным посередине. Молодые парни в основном носили богато украшенные косоворотки. Вышивались мелким ярким узором манжеты, края ворота и низ рубахи.
Рубаха на кокетке вошла в моду в начале ХХ века и понемногу завоевала популярность среди мужского населения, вытеснив косоворотки.
Штаны
Существовало несколько разновидностей брюк. В разных районных Молдавии использовали разные ткани и фасоны:
- Izmene – легкие повседневные брюки из натуральных материалов (льна, конопли или хлопка). Со временем эта модель перешла в разряд нательного белья, надеваемого под более плотные штаны.
- Iari – шерстяные узкие брюки белого цвета имели очень большую длину, из-за чего собирались на голени в многочисленные складки. Популярны были среди пастухов в северных районах Молдавии.
- Cioareci – зимний вариант шерстяных брюк, часто украшался в районе пояса простым геометрическим узором.
- Meini – самые теплые зимние штаны, сшитые из овечьих шкур. Обычно носили только пастухи из-за очень долгого пребывания на холоде.
Верхняя одежда
Верхняя одежда, как и женская, была довольно разнообразна. Жилеты, шерстяные и меховые безрукавки, суконные долгополые пальто тоже имели разнообразный крой и материалы, в зависимости от сезона. Отличалась мужская одежда более скромным узором, меньшим количеством украшений и вышивки. Зажиточные крестьяне могли себе позволить сшить натуральный овечий тулуп.
Головные уборы мужчин были не столь разнообразными и состояли из конусовидной овечьей шапки зимой и соломенной или войлочной шляпы летом. Парни дополнительно украшали шляпы перьями или цветами.
Головные уборы
У жителей западной и восточной Армении они существенно отличались. Первые выбирали вязаные головные убора, а вторые из меха. Городские обитатели носили высокие шапки в форме цилиндра. Жители западных областей предпочитали полусферические головные уборы, связанные из нитей одного цвета и обмотанные сверху перекрученным платком.
Можно было встретить шапки, созданные из ниток разных оттенков. Они обладали формой конуса с усеченной верхушкой. Их вышина достигала пятнадцати сантиметров. Носили подобные шапки без платка. Надевали армяне и остроконечные уборы, оборачивая верхушку платком, украшенным традиционной вышивкой.
Женщины, проживающие в восточной части страны, носили шапочку, которая по внешнему виду напоминала башню. Аксессуар достигал в высоту до двадцати сантиметров. Для его изготовления использовали несколько слоев хлопковой материи. Убранство имело множество названий: палти, поли, баспинад и т. д.
Пали закрывал часть лба, задняя сторона изделия декорировалась ленточкой с узором. Как и большинство предметов национального наряда, она была украшена растительным или геометрически орнаментом. Под «башенку» повязывали ленту, к которой крепили монетки, созданные из драгоценных металлов. У висков закрепляли серебряные шарики, которые практически полностью закрывали локоны девушки.
«Палти» представлял собой белый хлопчатобумажный платок, который опоясывал шею и часть лица до носа. Аксессуар складывали по диагонали, а углы туго завязывали на затылке. Сверху «башенку» прикрывали разноцветной шалью, закрепленной цепочкой. Баспинад снимали только в отсутствии мужчин, поскольку в Армении запрещено появляться перед посторонними людьми с непокрытыми волосами.
Дополнением к головному убору были крупные пуговицы «катош». Чело обладательницы данного изделия украшал налобник, к которому крепили в ряд золотые монетки. Самая крупная располагалась в центре, у висков висели украшения из жемчуга, венчающиеся тонкими пластинами из золота. Столь необычный аксессуар дарил невесте жених в день свадебного торжества.
Искусство Молдавии
Культура
в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии
является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии
, ведь понимая культуру, можно понять и народ.
Столица цыган
Многие путешественники при посещении Молдавии отмечают большие количество цыган, чья культура в значительной мере повлияла на нравы самих молдаван. Но не всем известно, что в этой стране есть непризнанная столица цыган. Это — небольшой город с забавным названием Сороки. Основным населением города являются молдаване, чьи дома располагаются в низине.
А вот высоко над ними, на холме, располагается цыганское селение. Как утверждают местные жители, здесь живут самые цивилизованные цыгане мира. Именно Сороки часто называют цыганской столицей Молдавии, ведь в этом городке цыганский колорит приобретает особенно яркий оттенок.
Ансамбль народного танца Унгень (Молдова) / Ion Chibzii
Напоследок хочу привести ещё один факт о молдаванах — теперь уже немного печальный. Согласно данным, Молдавия занимает последнее место среди европейских туристических направлений. Многие жители Европы даже не знают о существовании этой страны. Но это не значит, что молдаванам нечем удивить гостей своего края, а на их землях нет ничего интересного. Мы просто очень мало знаем о Молдове, а значит, стоит восполнять эти пробелы.
Модавская одежда эпохи средних веков
В период формирования молдавской народности в XII-XIV веках складывалась ее материальная
и духовная культура.
В молдавской одежде все больше проявлялись самобытные черты, возникавшие под влиянием
местных социально-экономических условий, постепенно складывался тот специфический
национальный облик, которым молдавский традиционный костюм существенно отличался
от одежды соседних народов.
Несмотря на то, что отдельные элементы возникли в более ранние периоды, только
начиная с XIV века появляются достоверные данные о главных частях костюма, особенностях
покроя, украшений, а также терминологии. Только с этого времени можно говорить
о сложившемся молдавском национальном костюме.
В эту эпоху сформировались основные компоненты народной одежды:
для женщин — рубаха с цельнокроеным рукавом или туникообразного
покроя, несшитая поясная одежда (катринцэ, фотэ), головные уборы
полотенчатообразного типа (марамэ) и с твердой основой, покрытой
сверху покрывалом (кырпэ, каицэ), а для мужчин — туникообразная
рубаха с прямым разрезом на груди, меховая безрукавка (бондицэ,
пептар), узкие белые штаны (ицарь).
Молдавская народная одежда отличалась такими
характерными чертами как крой в талию, белый цвет ткани, вырезной
ворот с прямым разрезом, наличие пояса.
В грамотах молдавских господарей и других документах XV-XVII веков упоминаются
такие наименования одежды, обуви и украшений как кожок, марамэ, контэш, шубэ,
суман, опинчь, чуботе, черчел, инел и другие.
Ценными источниками для изучения истории костюма являются коллекции одежды, хранящиеся
в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде и Государственной
Оружейной палате в Москве. Находящиеся там погребальные покрывала, епитрахили,
пелены, плащаницы и вышивки дают представление об одежде молдавской знати и горожан
в XV-XVII веках.
Для восстановления общего облика одежды раннего периода большое значение имеют
иконографические, фресковые изображения, а также книжные миниатюры. Особенно широко
представлена фресковая живопись XVI века в церквах монастырей Воронец, Молдовица,
Сучава, в церквах Хумор, Пробота, а также в церкви Успения в Каушанах, относящейся
к XVIII веку.
На фресках Воронецкого монастыря видны боярские верхние одежды с прорезями вместо
рукавов, красные и желтые шерстяные пояса, шапки типа кушмэ, головные уборы горожан.
На молдавских иконах XVI-XVII веков встречаются изображения княгинь в головном
уборе марамэ.
Значительный материал для изучения молдавского костюма дает монументальная живопись
Молдавии конца XVII- начала XVIII века — роспись церкви Успения в Каушанах, где
изображены портреты покровителей-заказчиков, финансировавших строительство церкви.
Они одеты в боярские одежды, особенно рельефно видны верхние накидки плащевидного
типа, головные уборы, прически.
Изображения одежд, правда, в сравнительно небольшом количестве,
встречаются на миниатюрах и гравюрах рукописных и старопечатных
книг XV-XVIII веков. Так, на миниатюре Четвероевангелия (1555)
евангелист Лука изображен в крестьянской одежде типа суман с
вырезным воротом; святой Георгий на миниатюре в книге Варлаама
«Казания» (1643) изображен в костюме воина с плащом,
в подпоясанном кафтане и сапогах.
Однако древние изобразительные и некоторые письменные источники
— грамоты и актовые документы отражали преимущественно одежду
феодалов и богатых горожан, а крестьянскую — лишь в той мере,
в какой ее элементы сохранились в костюме имущих классов,- шапки,
пояса и т. д. Кроме того,
костюмы на иконах зачастую изображались по принятым византийским
канонам, поэтому для изучения одежды XVII-XVIII веков большое
значение приобретают летописные источники и записки путешественников.
Первые попытки характеристики молдавской одежды были сделаны средневековыми авторами
Н. Олахусом и М. Костином. Так, Н. Олахус отмечал отличия молдавской одежды от
одежды других народов, а молдавский летописец М. Костин, используя труды предшествующих
историков, сравнивал одежду молдаван с одеждой римлян.
В XVII-XVIII веках появляются записки иностранных путешественников с описанием
костюмов, а также зарисовки художников, которые дают наглядное представление об
одежде того времени.
Со второй половины XIX века одним из наиболее достоверных источников по истории
костюма становится фотография.
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук,
«Тимпул», Кишинев. 1985г
Решили пожениться спустя два месяца отношений
— Мы познакомились 19 марта 2020 года в Праге. Тогда мы оба работали там в «Макдоналдсе». Тарас был менеджером, а я работала там на кухне. С самой первой нашей встречи мы поняли, что мы нашли друг друга. Эта была любовь с первого взгляда. Мы общались с каждым днём всё больше и в итоге поняли, что не сможем друг без друга.
А через два месяца он сделал мне предложение. Это было за ужином в одном из пражских ресторанов. Атмосфера была романтичной и красивой, будто мы были в сказке. Я без раздумий дала своё согласие и у нас сразу же начался ускоренный процесс подготовки. Тарас сразу же пообещал взять все организационные моменты на себя и устроить нам лучшую свадьбу, поэтому мы решили жениться на его родине в Стрые.
Я всячески поддерживала и помогала своему жениху в вопросах организации. Самым важным стало выбрать дату, но этот вопрос отпал сам собой. Сразу после предложения Тарас позвонил своему другу из Стрыя и попросил его забронировать банкетный зал в ресторане «Villa Grey». Свободные даты были лишь на 1 сентября и 20 ноября. Мы остановились на сентябрьской дате, которую сочли удобной и красивой.
Свадьбу молодые люди сыграли 1 сентября 2020 года, спустя пять месяцев со дня их знакомства. Торжество прошло в городе Стрые, на родине жениха.
Появление молдавского народа
Предками современных молдаван считаются валахи. Причём этническая история народа состоит из двух этапов – появление общества валахов, ставших прародителями многих восточно-романских народностей, и становление непосредственно молдавского этноса.
Среди далёких предков молдаван выделяют и фракийцев, подвергшихся романизации. Значительное влияние на формирование молдаван как народа и особенности их культуры оказали славяне, чьи земли располагаются в непосредственной близости к территории Молдовы.
Наиболее значимым периодом для формирования народа стало время Молдавского княжества. С историей заселения территорий, что сегодня принадлежат молдаванам, связана одна старинная легенда. Согласно ей, венгры захватили пастухов-валахов в Марамуреше.
Предками современных молдаван считаются валахи
Вместе с ними был встречен и пасечник-русин Яцко. По решению каждой из сторон следовало привести своих соплеменников на разорённые татарами земли. Русин и валахи сделали это, после чего и появилось слияние двух этносов, ставших предками молдаван.
Особенности
Национальные костюмы Италии пользуются популярностью в основном на юге страны. Мужской костюм состоит из коротких штанов до колен, обычно они внизу застегиваются на пуговицы или стягиваются специальными шнурками; белой широкой рубашки с вышивкой на вороте, как правило, это ручная вышивка; жилет без рукавов или короткая куртка чуть ниже уровня талии.
Одним из основных элементов национального женского костюма Италии является длинная и широкая рубашка, похожая на тунику, с широкими рукавами, а также длинная юбка в складку. На рубашках обязательно присутствует вышивка или кружево, как правило, это ручная вышивка кружевных мотивов. На юбке была контрастная яркая кайма. Обязательным так же является яркий, длинный передник, до подола юбки. Позже, юбки также стали украшаться ручной вышивкой.