Красота покоя: история женского русского народного костюма

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.

ВаленкиЛаптиПоршни

Виды сарафанов

Есть несколько основных разновидностей.

Сарафан в виде туники с косыми клиньями

Эта модель изделия будет самой старинной. Она существовала вплоть до конца 18 века и называлась «шушун» или «саян». Главной особенностью такого изделия было его цельное переднее полотно.

Дополнение образа кокошником

Самый древняя его модель — глухой сарафан в виде туники — изготавливался из одного загнутого пополам куска материала, образующего обе части изделия. С боков были широкие клинья.

Изделие распашного типа

Такой сарафан производили из трех кусков материала — двух полочек и одной спинки. В подоле изделия в его боковые швы вставлялось два косых коротких клина это придавало зрительное расширение платья. Спереди сарафан застегивался на пуговицы. Бретели шились широкими либо узкими, вырезались вместе с задней частью из одного куска материи.

Круглая модель сарафана

Самым распространённым и широко применяемым почти на всей Руси в 19 веке был именно московский вид изделия. Отличается своей нежность и воздушностью при ходьбе, хоть и кажется увесистым костюмом.

Косоклинное платье

Сарафан с лифом

Это будет подвид круглого сарафана только с лифом. Его делали из двух частей: пышного сосбореного низа и лифа, который плотно охватывал грудь. Застегивался на середине груди на пуговицах или петлях. Такие платья были популярны в центральной Руси. Такой костюм больше подходит девушкам с большой грудью, лиф будет плотно удерживать бюст и подчеркивать его форму. Под линией груди необходимо вшить резинке, чтобы ткань не давила на тело.

Русская женская рубашка под сарафан делается по выкройке, представленной на рисунке 2.

Считалось, чем пышнее и длиннее костюм, тем очаровательнее и невиннее его обладательница.

Разновидности

В простых на первый взгляд сарафанах есть масса отличий. Во-первых, разновидности, из которых можно выделить самые известные косоклинные и туникообразные сарафаны. Во-вторых, материал, вышивка и оформление.

На нижегородской земле носили сарафан косоклинный. Его шили из китайки или из черного сатина с применением застежки спереди. Цельное полотно сшивали с двумя элементами, прямыми передними полосками и косыми клиньями сбоку. Наплечный атрибут отличался небольшой проймой на спине и широкими лямками. У наряда всегда была подкладка и декоративные пуговицы. Украшали изделие петельками, которые имитировали застежку, пришитую по всей длине.

Сшить русский сарафан можно было и другим способом, внешне напоминающим тунику. Одеяние прозвали глухим из-за сплошного полотна, соединенного спереди железными пуговицами. Часто модели выполняли с разрезом, который украшали завязками и другими декоративными элементами. Сегодня модель шьют из двух половин, соединенную боковыми швами.

Сегодня в интернете можно найти выкройки и советы по пошиву русских сарафанов. Из них можно встретить модель прямого кроя и модель с лифом. Его часто называют московский, ведь прилегающая пройма на кокетке делает изделие более привлекательным.

Типы народных сарафанов для выступлений на сцене

Сценические сарафаны — инструмент в руках режиссера-постановщика, балетмейстера, музыкального руководителя. Для каждого типа выступления ансамбли используют сарафаны разных фасонов.

Для красивого хореографического рисунка в быстром танцевальном выступлении, используйте сарафаны длины миди, с расклешенным подолом и подчеркнутой талией

Красочные сарафаны с узорами народных промыслов — русский павловопосадский расклешенный сарафан и русский хохломской приталенный сарафан — яркими пятнами завораживают внимание зрителя, когда артисты вытанцовывают задорные танцы

Медленные танцы, сопряженные с вокальным выступлением, народные хороводы смотрятся в просторных сарафанах, которые подчеркивают плавность и масштабность театрализованного представления. Расклешенные сарафаны из русской павловопосадской и русской хохломской коллекции скроены так, что при плавных движениях возникает эффект, что артисты будто плывут по сцене. Распашные сарафаны-накидки с гжельской и хохломской росписью также подходят для подобных выступлений. Эти модели удобно надеваются через голову на длинную белую рубаху и завязываются по бокам.

Для хоровых и вокальных выступлений выбирайте сарафан любого покроя — какой больше нравится. Самый близкий к «классике» народного ткачества сарафан и накидка из русской фольклорной коллекции. На этом сарафане принт изображает сотканные нити и тонкую вышивку яркими нитками.

Если вы участвуете в тематических сезонных праздниках и детских мероприятиях, выбирайте модели, созданные в сезонной палитре, чтобы подчеркнуть настроение и декорации праздника. Народный сарафан с городецкой росписью выполнен в двух цветах — в оранжевом для коллекции Осень и в светло-зеленом для коллекции Весна, для зимних праздников артисты чаще всего используют сарафаны с гжельской росписью голубым на белом. Гжельские сарафаны в зеленом и красном цветах подойдут для летних и осенних выступлений.

Народный сарафан для девочки

Костюмный ансамбль с народным сарафаном для девочки функционально повторяет женский комплекс. Исторические гардеробы женщин разных возрастов отличались таким образом, что во внешнем виде отображался статус женщины: девица она, замужняя ли, пожилые женщины также одевались особым образом. Для маленьких детей до 20 века не шили особые фасоны, вся одежда ребенка повторяла взрослую, просто была маленького размера.

Сарафаны в русском народном стиле становятся нужны девочкам уже в детском саду. Так как по образовательным стандартам дети с этого возраста начинают изучать русскую культуру, народные промыслы и творчество русского народа: песни и танцы.

Для выступлений на утренниках и чтобы познакомиться с культурными особенностями на занятиях в группе существуют два базовых фасонов сарафанов:

• Распашной сарафан — это сарафан-накидка, который легко надевать через голову, он без размера, подходит разным детям.

• Расписные сарафаны — сарафаны на лямках, у этого сарафан регулируется объем планки и длина лямок.

Распашные сарафаны из разных коллекций

Детские сарафаны для девочек также как и во взрослых коллекциях украшены росписями по канонам народных промыслов: хохломской сарафан, гжельский сарафан, сарафаны с гжелью коллекций Осень и Весна, сарафан с городецкой росписью, московский сарафан, сарафан с жостовской росписью, сарафан с петербургской росписью.

Расписные сарафаны с росписями народных промыслов

Поневы

Поневу можно назвать прапрабабушкой современной юбки. Этот элемент гардероба древнее появившегося позже сарафана, он традиционно носился поверх рубахи, дополнялся передником. Древняя «юбка» присутствовала в гардеробе взрослых женщин. Русский народный костюм для девочки включал ее только по достижении половой зрелости. Чаще всего понева изготавливалась из шерсти и представляла собой несколько сшитых отрезов ткани.

Расцветки и фасоны зависели от области проживания. Встречались глухие модели, открытые сбоку или спереди, распашные, с прошвой. Постепенно их практически полностью вытеснили сарафаны.

История сарафана: конструктивные особенности

Сарафан в качестве горничной женской одежды впервые упоминается в текстах 17 века, — это цельное платье с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевается через голову, кроме того юбка с лямками в то время также называлась сарафаном.

Сарафан, холщовая рубаха, кокошник — таков женский костюмный комплекс для всех сословий России. Когда по указу Петра I дворяне начинают носить европейское платье, сарафан остается одеждой небогатых купцов, крестьян и ремесленников вплоть до начала 20-х годов 20 века. Сарафаны с 18 по 19 век носили девушки и женщины всей России.

Основные типы сарафанов:

• Глухой косоклинный сарафан — самый древний тип

• Распашной косоклинный сарафан

• Круглый или прямой сарафан

• Сарафан с лифом

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Современный взгляд

Интерес к истории национальных нарядов и преобладание этнических мотивов четко прослеживаются в современной моде. Русский народный костюм своими руками создается для карнавалов, представлений. Его черты часто встречаются и в повседневных нарядах, причем не только в России, но и в других странах.

Яркий пример внимания к одежде «из прошлого» – возродившаяся популярность валенок. Конечно же, эти изделия мало напоминают своих предшественников. Их украшениями служат вставки из кожи, яркий бисер, красочная вышивка. Данную обувь носят и за границей. Ее популярность не ограничивается пределами РФ. Особую любовь завоевали сапоги и туфли, декорированные цветочной вышивкой, босоножки с плетеной платформой.

Яркие ткани, выполненные в стиле русского платка, также пребывают в большом почете у известных модельеров, пытающихся воспроизвести русский народный костюм. В качестве основных узоров выступают цветы, в центре располагается крупный элемент, маленькие детали сосредотачиваются по краям. Высок уровень интереса к национальному кружеву. С его помощью модные наряды обретают легкую экзотичность, загадочность, романтичность.

Мировая мода обязана русской культуре популярностью вышивки цветными нитями, спросом на декоративный шнур, ленты и бисер. Особенно широко известны национальные аппликации, которые задействуются в женской, мужской и детской одежде. Зимой и осенью на улицах постоянно встречаются традиционные шапки-боярки, посадские платки, жилетки с меховой опушкой, дубленки в национальных мотивах.

Популярные цвета

Для русского атрибута характерным цветом является яркий колор. У изделия есть этнический орнамент, который украшает наряд спереди вдоль линии пуговиц. Для дополнительного декора можно использовать ленту из цветной ткани, затянутую под грудью. Любимым цветом стал красный, он роскошно смотрится с золотыми узорами и рисунками.

Черный сарафан использовали для повседневного ношения. Его надевали женщины, трудившиеся по хозяйству. В качестве декора использовали различный цветочный принт, расположенный по всему периметру изделия. К такому наряду применяли декоративный шнурок в виде косы, сплетенный из нескольких нитей.

Красные и синие вышивки на модели прекрасно подходили для празднования вечеров, Ивана Купала и других славянских праздников. Девицы шили наряды с применением орнамента в данном цвете, который имел некую смысловую нагрузку.

Древнерусские головные уборы

Мужские головные уборы

Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.

Внимание

Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.

Женские головные уборы

i09.fotocdn.net

Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.

Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.

В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.

Современное использование

Даже сейчас национальные костюмы продолжают оставаться популярными. Правда, сфера их применения стала несколько иной. Дети такие наряды надевают для театральных постановок, исполнения народных песен или же национальных танцев. Взрослые, как правило, их надевают на тематические вечеринки и мероприятия, которые посвящены культуре русского народа. Также их шьют для выступлений.

Детали народного костюма встречаются даже на показах мод. Сейчас в тренде этнические мотивы. Нередко подобные фасоны используются при создании свадебных платьев. Таким образом отдается дань древним традициям.

Каждый человек должен помнить свою культуру, изучать ее и глубже познавать. Безусловно, многие традиции уже находятся в далеком прошлом, безвозвратно исчезли, но они продолжают оказывать влияние на моду и искусство, культуру в целом. Это же можно сказать и о национальном костюме. Ведь немало экземпляров создавалось настолько тщательно, что их можно смело назвать произведением искусства. Такое одеяние можно даже сделать самостоятельно. Сложностей данный процесс особых не вызывает. Поэтому с такой работой смогут справиться даже начинающие мастерицы.

Избранные статьи от сайт:

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, передаваемые по наследству от старших поколений. Особенно ярко черты национальности выражены в традиционной одежде. Характерными отличиями костюма являются орнаменты, цвет материала, узоры и дополнительные детали. сарафан — это удивительное творение, созданное руками женщин, живших на Руси. В процессе его исполнения переплетались многие виды творчества, такие как вышивка, вязание, кружевоплетение и ткачество. Современные женщины все чаще проявляют интерес к этностилю своей страны и стараются воссоздать образ наряда прошлых веков. В этой статье вы не только найдете выкройки русских народных сарафанов, но и узнаете, как их просто сшить своими руками.

Сарафан

Название одежды происходит от персидского «сарон па» – «через голову». Впервые упоминание о нем встречается в летописи, датированной 1376 годом. Традиционная модель имела форму трапеции и надевалась поверх рубахи.

Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.

Существует множество разновидностей национального «платья»: глухие, распашные, прямые. В первом случае косоклинный сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашного одеяния брали два полотнища и соединяли их с помощью пуговиц или иной застёжки. Прямой сарафан имел широкие лямки.

Самые популярные оттенки: зелёный, красный, синий, голубой, вишнёвый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шёлка, повседневные модели создавали из ситца или сукна. Иностранное слово «сарафан» крайне редко встречалось в древнерусских поседениях. Чаще всего вещь именовали штофник, костыч или синяк.

Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча).

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.

Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.

Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.

Кроим сарафан русский народный для девочки

Традиционный наряд будет очень уместен на новогодних утренниках, карнавалах и различных праздничных мероприятиях. В зависимости от материала, выбранного вами, сарафан может быть как патриотичным костюмом, так и повседневной одеждой. Его можно надеть поверх рубахи или футболки. Главное, чтоб цвета нижней одежды сочетались с верхним платьем.

На основе выкройки русских народных сарафанов, приведенной выше, можно смоделировать модель на любой возраст. Для начала шитья вам понадобится легкий и яркий материал. Девочке лучше брать хлопковые бязь) или шелковые, если сарафан предназначен для праздника. Затем нужно сделать выкройку. Начните со снятия мерок. Первая величина — это расстояние от подмышечной впадины и до пола. Немного укоротите подол, чтоб ребенок не споткнулся. Затем измерьте обхват груди девочки и увеличьте полученную цифру в 2,5 раза. Это будет низ сарафана, который впоследствии соберется в складочки. Далее нужно раскроить кокетку, которая представляет собой полоску длиной равной обхвату груди и шириной около 12 см. Увеличьте полосу с обеих сторон на 6 см (для уплотнения и пришивания застежек). Также необходимы лямки размером 10х40 см.

Цвета и росписи народного сарафана и сценического сарафана

Исторически сарафаны как и другую народную одежду украшали ткацкими геометрическими орнаментами, чаще всего это были однотонные яркие узоры из крашенной нити. Также костюмы украшали вышивками, чем богаче была вышивка, тем дороже наряд. К вышивкам пришивали бусины и другие украшения. Позже, во времена появления мануфактур на ткани научились набивать узоры красителями.

Сарафаны из народных костюмных ансамблей содержали палитру глубоких естественных цветов: белый цвет льна, темно-красный, черный, темно-синий цвета. На протяжении развития технологии красители становились все лучше — давали насыщенные оттенки и долго сохраняли яркость.

Сегодняшние технологии сублимационной печати на ткани позволяют создавать всевозможные рисунки на сарафанах. В том числе использовать в качестве орнаментов — росписи народных промыслов, которые напрямую ассоциируются с русской культурой, но исторически не использовались в костюмной одежде, а только в аксессуарах.

Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи худжники перенесли на сарафаны одноименных коллекций, чтобы создать сценический образ, который сразу считывается зрителем. Орнаменты вписаны не только в детали сарафана, но и на других элементах костюма.

Исторический образец и Русский костюм Марья

Художники Мастерской Ангел создали Русский костюм Марья и Русский костюм Аннушка по историческим образцам 1870-х гг, которые хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Придерживаясь оригиналов, создали ткань с имитацией домотканого материала.

Материал, который может использоваться для пошива таких моделей

Ткани для платья в русском стиле могут использоваться самые разнообразные. Для тех моделей, которые предназначены для ежедневного использования, отлично подойдут простые натуральные ткани – хлопок и лён. Для более праздничных вариантов лучшим решением станут более дорогие и фактурные ткани, например, бархат, парча или шёлк.

Это придаёт модели атмосферности, необычности и особого шарма. Особенно ценятся модели, на которых вышивка выполняется вручную. Обычно и цена таких сарафанов значительно выше. Но существуют и альтернативы – машинная вышивка тоже выглядит достойно и умело украшает подобные наряды.

Народные сарафаны в комплектах для пошива

Если вы не нашли подходящую выкройку или не хотите ее выстраивать под свой размер, выберите сарафан в наборе для пошива и сшейте профессиональный костюм сами. Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия.

Детали сарафана напечатаны на ткани, остается их только вырезать и сшить по инструкции

Все вышеперечисленных сарафаны существуют в готовом виде и в виде комплекта для пошива. В набор также входят аксессуары, если они есть в модели. Разберем, как сшить расписной сарафан для девочки из набора для пошива на примере расписного сарафана с хохломским узором.

В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями сарафана и подробная инструкция, как сшить изделие ⠀ Инструменты:

• швейная машинка • английские булавки • ножницы • утюг Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущего сарафана: ⠀ 1. Вырежьте детали из ткани. 2. Сшейте лямки с потайными петлями для пуговиц. 3. Сшейте планку и соедините ее с лямками. 4. Вшейте внутрь планки резинку с перфорацией. 5. Пришкйте пуговицы для регулировки длины лямок и резинки в планке. 6. Сшейте части подола. 7. Соедините верхние и нижние детали — планку и лямки с подолом.

На нашем youtube-канале в рубрике Шьем Сами показываем, как шить костюмы из комплектов для пошива. В этом видео показываем, как шить расписной срафан:

Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Мужская одежда

Мужской комнатной одеждой был зипун. Слово «зипун» тюркского происхождения, оно могло попасть в Россию от турок или татар. Этот вид одежды представлял собой облегающую тело довольно короткую куртку. Поверх него надевался кафтан с высоким стоячим воротником, который прикреплялся сзади к кафтану, закрывал затылок и заставлял держать голову гордо.


Одежда XVII века на Руси. Кафтаны

Как верхнюю одежду надевали ферязь — длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами и без рукавов.


Одежда русских XVI-XVII вв. Кафтан, ферязь

Однорядка также относилась к верхней одежде — широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.


Охабень — это древняя русская верхняя мужская одежда. Слово «охабень» произошло от «охабить», что означает «охватить». Спереди были петлицы, а по бокам были длинные разрезы от пола и до рукава. Для рук были специальные разрезы в рукавах

Усилиями Петра I традиционные многослойные одежды сменил костюм, состоящий из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов и башмаков.

Особенности и история стиля

Издревле русская национальная одежда характеризовалась своей многослойностью. Первый слой женского наряда являет собой широкую нижнюю рубаху с простым кроем. После нее женщины надевали нижнюю юбку, и только потом – непосредственно само платье.

Среди главных особенностей русской народной стилистики можно выделить такие:

  • исключительно вся одежда имела натуральное происхождение. Русский стиль ассоциируется с хлопковой тканью и льном. Немного позже в ткань начали добавлять небольшое количество синтетики, это облегчало уход за изделиями;
  • фасон русского женского убранства выдержан в строгости – в нем неуместны короткие сарафаны или декольтированные вещи. Это считалось вульгарным, а предки чтили целомудрие, женственность и скромность;
  • своеобразные элементы, такие как цветочные рисунки, ручная вышивка, рукава – «фонарики», использование для украшения одеяния орнаментов, кружев и вышивок из бисера;
  • цвет национальных платьев был максимально приближенным к природным цветам.

Современное применение

В настоящее время народные костюмы не утратили своей популярности, в том числе и русский женский сарафан. Его предназначение может быть разным, чаще всего на девочку такие костюмы шьются для народных танцев, театральных постановок или исполнения соответствующих песен. Костюмы для взрослого можно встретить на тематических мероприятиях, посвященных знакомству с русской культурой, выступлениях на сцене.

Помимо этого, детали национального костюма можно увидеть в коллекциях современных дизайнеров. Активно используются этнические орнаменты, заимствуются фасоны женской рубахи и сарафана. Также популярным является внедрение деталей народного костюма в свадебные образы, особенно если при этом сохраняется часть старых традиций.

Не нужно забывать свою культуру, ее изучение очень увлекательное занятие. Несмотря на то что традиции и устои, которые соблюдались в давнее время, безвозвратно ушли в прошлое, они оказывают влияние на современное искусство, моду и культуру. То же можно сказать и об истории русского сарафана, красота этого предмета гардероба заслуживает отдельного внимания и изучения, так как некоторые экземпляры действительно были произведением искусства.

История сарафана: конструктивные особенности

Сарафан в качестве горничной женской одежды впервые упоминается в текстах 17 века, — это цельное платье с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевается через голову, кроме того юбка с лямками в то время также называлась сарафаном.

Сарафан, холщовая рубаха, кокошник — таков женский костюмный комплекс для всех сословий России. Когда по указу Петра I дворяне начинают носить европейское платье, сарафан остается одеждой небогатых купцов, крестьян и ремесленников вплоть до начала 20-х годов 20 века. Сарафаны с 18 по 19 век носили девушки и женщины всей России.

Основные типы сарафанов:

• Глухой косоклинный сарафан — самый древний тип

• Распашной косоклинный сарафан

• Круглый или прямой сарафан

• Сарафан с лифом

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Табакур
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: