Коми-пермяцкая национальная одежда

Верхняя одежда

Сарафан 19в.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

Глухой сарафан генетически восходит к туникообразной одежде. Он отличался широкими проймами, а не узкими лямками. На раннем этапе его носили повсюду, а на позднем — преимущественно в старообрядческой среде. Глухой сарафан непременно являлся частью погребального комплекта.

Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ. Различались они формой и расположением полотнищ и вставных клиньев, отделкой выреза ворота, размерами лямок и способом их закрепления на обшивке, а также формой и расположением по талии складок-пластиков и борков.

На позднем этапе распространился сарафан прямой по покрою. Он состоял из полотнищ, собранных на обшивке. Поэтому его еще называли круглым. Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы. Некоторые женщины надевали поверх сарафана душегрейку — короткую распашную кофту, собранную сзади в борки.

Юбка 1940-е гг.

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка — юбка и кофта. В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты. Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбт-сукманки. Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона,, фартука). При этом применялись два вида передника — только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. У мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот — правая на левую. Застегивался на петли. Отличительными чертами покроя являются боковые клинья, перехват в талии со сборами, ворот без воротника. Пониток и зипун шили из сукна, в талию, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей. В этом случае пониток называли гуней. Но иногда гуней называли утепленный шабур.

Верхней одеждой были шубы и полушубки. Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин. В зависимости от назначения и моды их шили с покрытием или без покрытия материей — нагольными, длиннее и короче, свободными или в талию, с узким или широким отложным воротником. У большей части простонародья на покрытие шуб использовался серый и крашеный холст, а у богатых — роскошные материи.

Женский костюм

Белые блузы финок западной части страны были закрытыми, имели ворот-оборку и длинные рукава. Из-за сурового климата финки шили теплые юбки из плотных шерстяных тканей. Полоски были их излюбленным узором, они могли быть любых цветовых сочетаний и ширины, но обязательно вертикальными. Сверху надевали белый или полосатый фартук. Безрукавный корсаж-лиф лииви с узкими лямками, глубоким вырезом и шнуровкой (или застегнутый на многочисленные мелкие серебряные пуговки) всегда был однотонным. В восточных финских ляни (губерниях) женский костюм состоял из вышитой рубахи реккопайта; черной или синей, часто плиссированной юбки; богато украшенного вышивкой и кружевом корсажа; полосатого фартука (на нем полосы располагались горизонтально). Верхней одеждой служил жакет из темной шерстяной ткани. Подвесной карман — модный элемент из кожи или холста, покрытый традиционной вышивкой и уже знакомый нам по костюму шведов, подвешивали к поясу на тонком шерстяном шнурке. Кроме него к поясу подвешивали ножичек, ножницы, а если женщина замужем, еще и ключ. Головные уборы. Девушки часто просто повязывали на голову повязку из лент, оставляя их длинные концы висеть за спиной, или носили маленькие чепцы в форме рога. Женскими головными уборами были льняные чепцы тану и шелковые — тыккимыссы. На востоке, в Карьяла, православные женщины носили харрака (аналогичные русской сороке), а лютеранки — полотенчатые хунту, под которыми собирали волосы в своеобразный жгут.

Мужчина из Мунсала; девушка из Кески-Похсамяя (Западная Финляндия)

Названия народов коми

Зыряны, зюздинцы, кольские ижемцы, коми-пермяки, язвинцы, ижемцы – все входят в этническую группу коми. Наиболее логично рассматривать этот этнический пласт как общее структурное объединение, так как понятия общего быта, традиций и культуры имеют отличия лишь в незначительных мелочах.

Красотой и разнообразием исполнения стоит отметить достижения в сфере декоративно-прикладного искусства. Умение обращаться с металлом, кожей, кропотливость ювелирных мастеров, утончённые изделия из плетёной кожи, соломенного материала, резьба по дереву — творчество коми не имеет пределов, восполняя всевозможные его проявления, включая в себя поэтические и песенные произведения, активное развитие музыки и успехи в изобразительном искусстве.

Автономный Ямало-Ненецкий, Ханта-Мансийский округи и республика Коми — это главные места проживания народа коми.

Уральская языковая семья относится к основополагающему понятию возникновения национального языка. А письменность заложена в кириллическом правописании. Для публикаций отведены специальные издания в печати и передачи на телевидении.

Совершенство в сфере оленеводства было достигнуто народом коми к окончанию ХIХ века и стало крупнейшим занятием, почитаемым на Европейском Севере, в котором коми проявили себя с наилучшей стороны, заслужив всеобщее уважение. Они посодействовали возникновению ряда нововведений в плане развития качества селекции оленей, преобладании высококлассного товарного вида и оптимального подбора возрастных категорий состава. Собаки принимали участие в пастве более двух тысяч оленей под строгим наблюдением пастуха, который контролировал процесс на протяжении суток.

Ткани и крой

Издавна марийцы занимались ткачеством, предпочитая носить в зависимости от погодных условий холщовую, льняную одежду. Широко использовалось сукно – в частности, для пошива верхней одежды мужчин и женщин.

Немного позже, когда на марийскую культуру оказали сильное влияние российские традиции и взгляды, мужчины и женщины стали носить костюмы из хлопка.

Мужские и женские туники были просторными, имели трапециевидный или прямой крой. Зимние кафтаны, которые служили для надежной защиты человека от ветра, мороза и холода, были туникообразными и удлиненными. В некоторых случаях длина могла быть ниже колен.

Летние кафтаны представляли собой укороченные модели до линии талии или середины бедра, приталенного покроя. Они могли быть отрезными по талии или прямоспинными.

Крой штанов, которые носили и мужчины, и женщины, зависел непосредственно от местности, в которой проживал представитель марийского народа. Среди жителей и жительниц восточных регионов чрезвычайно популярными были приталенные или зауженные модели штанов.

Люди, проживающие в горной или луговой местности, останавливали свой выбор на более комфортных, свободных изделиях, которые не сковывают движений.

Аксессуары и обувь

Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении.

В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками.

Также девушки покрывали голову повязками из кумача или холста, декорированными вышивкой, ленточками, блёстками и платки.

В другом виде наряда присутствовала налобная повязка с объёмным бантом из платка.

Женщины, которые уже были замужем, проживавшие на севере, помимо платков (кышет) и налобных повязок (йыркерттэт), повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем (чалма), конусовидным убором (айшон) и покрывалом (сюлык).

Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения.

Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги.

Красный

Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.

По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.

Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.

Мужской костюм

Комплект одежды для мужчин этой народности был похож на русский. В ансамбле – белая длинная рубаха в полоску, доходившая до колен, подпоясанная ремнем или узорным поясом, а также свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Воротник рубахи был украшен узорами. Отдельного внимания заслуживает пояс: он имел обрядовый характер и выполнял роль оберега. Пояс был красиво вытканным.

В зимнее время поверх рубахи накидывали кафтаны. Повседневный вариант этого предмета одежды был приталенным. Праздничный был укороченным и доходил до талии.

Если в зимнее время мужчина отправлялся в дальний путь, то его согревал суконный тулуп либо верхняя одежда из овчины с объемным шалевым воротником, полы которого достигали земли.

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.

ВаленкиЛаптиПоршни

Обычаи коми народа

Для молодожёнов совершали ряд обрядов, которые, по верованиям коми должны были гарантировать новоиспечённой паре большое счастливое потомство. Овечья шкура стелилась на постельное ложе, а в начале венчального процесса невеста сидела с ребёнком на коленях.

По традиции, на протяжении недели новорождённый с матерью должны были обитать в помещении бани и хлева. Это зависело от места рождения ребёнка.

В первый раз ребёнок мог взглянуть на себя в зеркало в возрасте одного года. И тогда разрешалось его постричь.

На сегодняшний день коми сохранили не все давние традиции, но сберегли свою уникальность и взаимоуважение. Благодаря этому возможна дальнейшая передача культурных ценностей последующим поколениям.

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Это интересно: Украинский национальный костюм (49 фото) — для девочки, женский, зимние, стилизованный, история, современный

Украшения

Серьги — пелькытш. 15 век

Костюм коми-пермяков дополнялся небольшим числом украшений.

Женщины носили серебряные серьги — пелькытш. Название их коми-пермяцкого происхождения: пель — ухо, кытш — кольцо, круг. Эти украшения заимствовали у коми-пермяков русские. Они неоднократно упоминаются в актах XVII в. русских крестьян Чердынского уезда.

Использовали коми-пермяцкие женщины серьги под названием лапи. Они представляли собой изогнутый стержень с нанизанным стеклом, к которому снизу прикреплялись мелкие привески в виде птичьих лапок. Они были такой формы, которая известна по археологическим материалам IX-XIV вв.

Также прослеживается древний обычай носить серьги с рясками. Рясами назывались пряди жемчужных зерен. Помимо этого, костюм украшали привески, пришитые к головному убору.

На шею надевали металлические, каменные и стеклянные бусы, цепочки, на кисти рук — браслеты, на пальцы — перстни и кольца.

Украшения мужского костюма ограничивались пряжками, пуговицами, цепочками.

Как уже отмечали, одежда украшалась вышивкой, пришивными лентами и кружевами, обшивкой галунами.

Пошив кепки «Картуз»

Предлагаем Вам попробовать самостоятельно сшить один из вариантов кепки, которая получила названия кепка-картуз. Данная модель кепки достаточно распространена среди молодых девушек, которые могут себе позволить образ в стиле «Командир».

Что Вы получаете?

  1. Выкройка в формате PDF для распечатки на листах размером А4 (выкройка состоит из 6 листов). Просто распечатайте выкройку на домашнем принтере и творите.
  2. Техническое описание пошива кепки «Картуз».
  3. Вам не нужно ломать голову вопросом «как пошить». Я это уже сделал за Вас.
  4. Комплект фотографий женской кепки восьмиклинки «Картуз» с разных ракурсах для удобства пошива изделия.
  5. Вы рассмотрите кепи с разных сторон, чтобы идеально повторить выбранную модель.
  6. Список наименования деталей и их количество для кроя.
  7. С этим списком Вы не запутаетесь в выкройке, даже если Вы новичок.
  8. Все шаги и этапы шитья в формате видео-уроков. Вы сможете смотреть уроки в любое удобное для Вас время.
  9. Опыт, знания и умения в шитье головных уборов.
  10. Которые Вы сможете применять в пошиве кепок и шапок. Технология пошива разных элементов одинакова в схожих моделях.
  11. Обратная связь. Возникли вопросы? — Пишите. Я всегда на связи

Читайте далее:

С чем носить женский картуз? с какой одеждой комбинировать? примеры женских образов со стильным картузом. фото.

Русский народный сарафан своими руками: как сшить русский народный сарафан на девочку и взрослого с выкройкой

Картуз: это что, особенности, с чем сочетать женщинам и мужчинам

Как сшить брюки кюлоты своими руками: выкройка, раскрой, пошив пошагово

Как сшить удлиненный женский жилет своими руками: выкройка, построение, раскрой и пошив пошагово

Выкройка и пошив бейсболки: как сшить бейсболку своими руками, пошаговое руководство с выкройками

Выкройка мужской шапки из флиса, раскрой и пошив

Как правильно перешить фуражку: пошаговая инструкция

Как сшить шапку для женщин из драпа: выкройка, инструкция по шитью.

Кепка для куклы: выкройка и пошаговая инструкция по шитью

Выкройка комбинезона для новорожденного с капюшоном, раскрой и пошив

Выкройка мужской куртки: снятие мерок и подготовка лекал к раскрою на ткани

Как сшить платье-халат с запахом: выкройка, раскрой, пошив своими руками

Как сшить женский зимний пуховик своими руками: пуховик оверсайз с капюшоном (построение выкройки, раскрой, описание этапов шитья)

Выкройка и пошив берета: выкройка женского берета из драпа, пошаговый пошив детского берета

История становления

Наряд славян в период с V по IX века нашей эры походил на одежду ближайших соседей – сарматов и скифов. Это были добротные рубахи из грубой шерсти, войлока, кожи рыб и меха животных. С развитием торговых путей и появлением новых, более изящных, тонких тканей национальный костюм начал меняться. Большое влияние на богатство русской одежды оказала римская культура, позже внесли свой вклад и греки.

В Х веке, после Крещения Руси, в костюме появились элементы византийских платьев. В одежде этого времени уже преобладали элементы торжественности, ее стали украшать золотом, серебром, изделиями, покрытыми эмалью, чернью. Простой люд продолжал носить традиционную одежду, которая в большинстве своем была накладной (надевалась через голову). Изредка встречалась распашные вещи.

XII и XV века оставили немного источников о том, как одевались люди древней Руси. Благодаря изображениям в книжных миниатюрах, на иконах, фресках, современный человек имеет определенное представление об одеждах того времени. В этот период русский быт был изолированным. Костюм претерпел трансформацию – стал более солидным. Появились тяжелые, долгополые шубы, длинные кафтаны, висячие рукава.

В XVI-XVII веках и у мужчин, и у женщин появились новые элементы в одежде – кафтаны и зипуны. Поверх них зажиточные люди надевали шубы из дорогих мехов. Кафтаны представляли собой длинные, как платья, одеяния, к которым пришивали стоячие козыри (воротники). Чтобы показать свою состоятельность, их расшивали золотом, серебром, жемчугами. Кафтаны надевали на разные мероприятия – траурные, праздничные, в поездки. У женщин разнообразия практически не было. Их верхней одеждой были опашни (широкие вещи с полами, у которых капюшон оторачивался мехом). Рукава национального костюма были узкими, длинными, потому набирались на руки.

До восхождения на престол Петра I национальный русский костюм менялся медленно, новые фасоны осваивались десятилетиями. Но царь, побывав в Европе, решил облагородить облик подданных и в январе 1700 года издал указ «О ношении платья на манер Венгерского». За образец была взята французская национальная мода. Мужчин обязали носить короткие обтягивающие штаны – кюлоты, сочетая их с белыми чулками и камзолом. На ноги предписывалось надевать массивные башмаки с пряжками, а голову прикрывать напудренным париком. Женщины осваивали новую моду более охотно: широкие юбки на каркасе скрывали недостатки фигуры, туфли на высоком каблуке делали походку соблазнительной, а приталенная верхняя часть платья с глубоким декольте выгодно приподнимала грудь.

В конце XVIII–начале XIX века в холодное время года мужчины носили армяки из серого сукна, шубы (овчинные нагольные), шапки и кожаные варежки. В лютые морозы могли укрыть шею платком. Летом тоже надевали армяк, но понитковый, полукафтаны, под ними – рубаху. На ногах были порты, на головах – шляпы. У русских крестьянок теплой одежды почти не было. Летом они ходили в поневе (юбке) с рубашкой или в сарафане с рубашкой. Сверху, как и мужчины, надевали шушпан, армяк или сермягу.

Южный костюмный комплекс

У удмуртских женщин, проживавших на юге, традиционный ансамбль убранства был более богат. В его составе:

  • рубаха. Ее изготавливали из пестряди. Отличительная черта – широкие рукава с клиньями. По линиям грудного разреза были пришиты кусочки ситца, имитирующие нагрудник;
  • съемный нагрудник, украшенный нашивкой. Его надевали под рубаху, непосредственно на грудь;
  • распашной кафтан. Распространенная разновидность такого предмета одежды – зыбын. Он напоминал русский зипун. Шили такой кафтан из шерстяной домотканины красного цвета либо синего материала в полосы черного цвета;
  • распашной кафтан для празднеств. Он был плисовым, а его подол и полы украшали тесьмой;
  • высокие фартуки.

В комплексе национального костюма у удмуртов также занимали центральное место разнообразные украшения и аксессуары.

Материал

Холст — сьӧлӧмӧс дӧра 1940-е гг.

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую — пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, чем у южных. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков. Но этот важный вопрос еще не исследован в литературе.

Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст — крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее — анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.

Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек — бральнщ, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков.

Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная — сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов.

Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны только состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами. Приобретали в основном хлопчатобумажные материи — сатин, ситец, кумач; шелковые — атлас, китайку, камку, тафту; а также некоторые виды сукна.

Обувь

Лапти — нинкӧммэз. 1972 г.

Наиболее распространенными видами обуви были лапти — нинкöм и коты. Лапти носили женщины и мужчины, а коты — преимущественно женщины. Оба вида обуви древние. Костяные кочедыки (сьöктан) — инструменты для плетения лаптей — находят на поселениях коми-пермяков IX-XII вв. Плетение лаптей и шитье кожаных котов было исключительно мужской работой, как прядение и ткачество было занятием женщин. У коми-пермяков были распространены лапти с косым носком, в этом случае различались лапти правые и левые. По-видимому, это отличие восходит к древним коми-пермяцким племенам.

Коты шили из двух кусков кожи. Верх закрывал всю стопу до щиколотки. Пришивная подошва была мягкой. Коты и лапти прикреплялись к голени длинными тесемками, вставленными в опушни -матерчатую обшивку краев. Тесемки лаптей, чаще лыковые, назывались оборами (воннез). Их перекрещивали по нескольку раз на голени поверх онучей.

Сапоги берестяные — кэланнэз

Распространенной обувью были кожаные бахилы и сапоги. Сапоги отличались коротким голенищем и подошвой на деревянных, позднее железных шпильках. Бахилы имели высокое голенище и мягкую подошву. Их шили без различий между правой и левой ногой. Но впоследствии их разнашивали на определенной ноге.

Охотники изготавливали уледи. Они имели невысокое кожаное голенище с разрезом. Когда их надевали на чулок, одно голенище накладывали на другое и сверху обматывали ремнями. Уледи — это архаичная обувь.

В зависимости от достатка с конца XIX в. обувь стали покупать на рынке. В письменных источниках у коми-пермяков отмечена городская обувь — башмаки, ботинки, туфли, черевички, сапоги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Табакур
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: