Из чего изготавливают
Надувные – их необходимо накачать при помощи насоса и следить, чтобы не сдувались. Могут получить прокол хотя резина, которая используется для их изготовления толстая, но часто на берегу всегда много битого стекла или металлических острых предметов. Несмотря на опасность прокола надувные колёса хороши тем, что изменяя давление в шине можно приспособить их для разного грунта.
Литые – дешевле надувных, но проходимость по сыпучему грунту, песку, хуже.
Пластиковые – устойчивые и прочные, но очень плохо проходят по сыпучему или рыхлому грунту. Хотя внешний вид у них очень стильный, изготавливаются из стеклопластика.
Диски на шасси могут быть изготовлены из металла или из прочного пластика.
Стойки для колёс делают из покрашенной стали или из нержавейки, очень редко из алюминия. Стойки бывают прямые или изогнутые, для разных конструкций лодок.
При покупке колёс особое обратите внимание на стойки, они должны быть прочными, качественная нержавеющая сталь — лучший материал для них
Типы колес
Транцевые колеса на лодку ПВХ делятся на несколько типов. Главной особенностью является тип шин. От этого нюанса зависит дальнейшая проходимость лодки по грунту, удобство использования, защита ПВХ от повреждений.
Перекидные
Перекидные транцевые колеса для ПВХ лодок имеют пружинный механизм, что позволяет отнести их к типу полуавтоматических. Механизм и нога производятся из оцинкованной или нержавеющей стали. Составляющие перекидных комплектов:
- Фланец толщиной 3 мм.
- Нога с механическим пружинным механизмом.
- Колесо с металлическим или алюминиевым диском.
Фланец перекидных колес может быть 3 видов:
- С возможностью перемещения ноги под углом в 0 ° в верхнее и нижнее положение.
- Под углом в 45 ° в верхнее положение и 0 градусов нижнее положение.
- С рабочим положением в 45 ° для верхней и нижней точки.
Подобный тип конструкции также различается по длине ноги. Есть модели с длиной 44, 50 и 57 см.
Быстросъемные
Быстросъемные транцевые колеса не имеют откидного механизма, они не перемещаются относительно транца лодки. Их особенность в пружинном механизме, который позволяет быстро прикрепить или снять их с установленного фланца.
Составляющие устройства:
- 3 мм фланец из нержавеющей или оцинкованной стали.
- Нога из бесшовной трубы диаметром 32 мм, с толщиной стали в 2,5 мм.
- Колесо.
Быстросъемные модели производятся с длиной ноги в 50 и 57 см. Второй вариант отлично сочетается ПВХ лодками с НДНД.
Колеса с быстросъемным механизмом подходят для владельцев лодок, которым мешают торчащие детали рядом с мотором. Быстросъемные комплекты можно быстро отстегнуть, положить в лодку или багажник автомобиля.
На струбцине
Транцевые колеса на струбцине отличаются удобной установкой, без необходимости сверлений и болтовых соединений.
Колеса на струбцине не подходят для ПВХ лодок НДНД. Их устанавливают только на пайольные плавсредства.
Комплект состоит из:
- Колесной стойки из металлического квадратного профиля.
- Струбциной стойки из того же материала, но большего сечения.
- 2 винтов крепления с широкими шайбами.
- Колес с оцинкованным диском.
Колеса на струбцине устанавливаются только на транцы высотой более 50 см. Сама струбцина позволяет регулировать выход колесной стойки, тем самым увеличивая зазор между дном и колесом.
На шпильке
Это самый простой вариант, требующий больших усилий при смене положения.
Колеса на шпильке состоят из:
- Оцинкованной колесной стойки из профиля сечением 30 х 30 с толщиной стали 2 мм.
- 4 крепежных болтов (по 2 на каждую стойку).
- 2 крепежных шплинтов.
- Колес из оцинкованной стали.
Колеса на шпильке не имеют пружинных механизмов для демонтажа или изменения положения. Чтобы привести конструкцию в транспортировочное положение, необходимо вынуть шплинты из отверстий на крепежных болтах, демонтировать стойку, перевернуть ее и снова закрепить, уже колесами под днище лодки. Такая конструкция является самой простой и надежной. В зависимости от конструкции колесной стойки, может быть использована для лодок с НДНД.
Изготовление своими руками
Для экономии средств транцевый механизм можно изготовить своими руками. Для этого необходимо предварительно изготовить чертеж устройства с выбором конструкции изделия с учетом размера лодки и допустимой нагрузки на колеса.
Далее, производится подборка необходимых материалов для изготовления крепежных деталей устройства.
Материалы
Для этого используются следующие материалы:
- Металлический профиль из нержавеющей стали сечением 25х25 мм или 30х30 мм.
- Колеса диаметром 26-35 см, имеющие прочную конструкцию и способные выдержать допустимый вес при транспортировке лодки.
- Трубки для монтажа колес на транце.
- Детали крепежа: болты, гайки, шайбы, шплинты.
Для выполнения всего комплекса работ необходим набор слесарного инструмента, сварочный аппарат с электродами и тески для фиксации заготовок при их обработке.
Пошаговый процесс
Выполняем ряд действий:
- На транце отмечаем места крепления механизма с учетом его положения (рабочего и в сложенном состоянии), и установленного подвесного мотора с обеспечением свободного доступа.
- Производим сверление транца под болты для крепления устройства с соблюдением условия безопасности при эксплуатации.
- Крепим кронштейны на транце с учетом используемой конструкции и типа устройства, который может быть установлен под прямым или под заданным углом.
Кронштейны могут устанавливаться под необходимым углом, когда колеса монтируются под днищем лодки. Для этого изготавливается рама из 4 отрезков профиля, и привариваются с помощью сварки трубки для монтажа колец в нижней части.
В трубке сверлятся отверстия для крепежа колец с использованием шплинтов.
Также необходимо учесть, что требуется приварить гайку к внутреннему кольцу трубки для предотвращения трения с крепежными элементами.
Торцы трубок также необходимо изолировать с помощью пробок-заглушек от предотвращения попадания воды вовнутрь. Конструкция механизма соединяется с помощью сварки и собирается для эксплуатации с помощью шайб.
Также необходимо учесть, что требуется приварить гайку к внутреннему кольцу трубки для предотвращения трения с крепежными элементами.
Транцевые колеса для лодок ПВХ и их особенности
Лодка ПВХ оснащается типовыми колесами, которые предпочитает хозяин судна и какие лучше подходят. Размер не влияет на устойчивость плавсредства в воде.
Такое название за счет места прикрепления – к транцу. Транец – это задняя часть лодки, выполненная из «морской» фанеры (бакелита). Все изделие прикрепляются к жесткой металлической раме.
Среди особенностей выделяют следующие:
- балки крепления и рама выполняются из нержавеющей стали;
- сама рама состоит из сваренных между собой труб размерами 30х30 мм;
- к раме присоединены кранштейны П-образной формы;
- колеса подбираются под местности будущей эксплуатации: если это грунт, то используют широкие и невысокие, если асфальт – то узкие;
- масса лодки — главный показатель в подборе материалов для изготовления;
- складывание и разборка шасси должны быть простыми и удобными;
- в покрышках применяется камерная технология наполнения воздухом.
Для чего нужны транцевые колеса для лодок ПВХ
Основная функция – удобство перемещения лодки в готовом состоянии по суше до воды и обратно. Один человек теперь справиться с транспортировкой даже самого большого ПВХ-судна. Кроме того, изобретение упрощает вытягивание на сушу из воды.
Если лодка оснащается мотором, то они становятся незаменимым помощниками. Двигатель устанавливается возле машины. До воды плавучее средство легко перемещается.
Чтобы детально выразить удобство технологии свободного перемещения рационально взглянуть на усредненные цифры:
- вес лодки — 50 кг;
- вес двигателя — 35 кг;
- дополнительное топливо в канистре — 25 кг;
- якорь — 10 кг;
- оборудование и средства для рыбалки, весла — 40 кг;
- накапливающаяся при плавании и рыбной ловле вода в лодке – 10 кг.
Что представляет собой само устройство
Конструкция банальна. К металлической платформе крепится балка, на конце которой устанавливается ступица. Металлические платформы с помощью четырех болтов монтируются к транцевой доске на одинаковой высоте с шириной шага между собой в 2/3 доски. Перпендикулярно к платформе приварены две пластины с дугообразной внешней стороной и центральными отверстиями. Через них проходит втулка с подшипником.
Втулка проходит насквозь балки на конце. Таким образом, балка крепится к платформе посередине, подниматься и опускаться. В верхней и нижней точке пластины выпилены два углубления.
В них попадает фиксатор балки, расположенный на таком расстоянии от пластины, чтобы при поднимании вверх, он оказывался в углубления. Фиксатор представляет собой перпендикулярный балке штифт. Таким образом, передвижное устройство убирается и крепко фиксируется, становясь выше днища.
Каким критериям должно отвечать изделие
Отвечая перечисленным ниже требованиям, изделие прослужит хозяину на славу:
- металл стоек к коррозии;
- металл крепкий, чтобы выдержать массу лодки при полном снаряжении;
- у колес круглая геометрия, нет трещин и порезов;
- подшипник ступицы при движении работает беззвучно (в противном случае он поврежден, и ступицу заклинивает);
- фиксирующее устройство — крепкий и надёжный механизм. При зафиксированном положении балки не возникает люфта.
Полезные советы
Наверняка читатель заметил, что мы не стараемся привести единой и неоспоримой теории, давая возможность начинающему мастеру проявить фантазию. Действительно, единой схемы сборки транцевых колес существовать не может. В качестве примера приведем два варианта изготовления стоек для лодки НДНД. Отличительная особенность заключается в наличии выступа днища, поэтому применять прямые стойки не получится, так как они будут упираться в камеру днища.
- В первом случае можно использовать изогнутую на угол 120 градусов стойку. Она крепится к транцу и идет сначала параллельно его плоскости. Колено стойки получается как раз перед выступом днища, а сама стойка изогнута так, что колеса смещены чуть назад.
- Во втором варианте используются фланцы 0-45, фиксирующие стойки изначально под углом 45 градусов к плоскости транца. Стойка сначала уходит немного назад, обходя выступ, а затем изгибается в сторону кормы. Таким образом, колеса оказываются «спрятанными» под лодкой.
Первый вариант транспортировочных колес предпочтительнее использовать, если перемещать плавсредство носом вперед, а второй – кормой вперед. Однако строгих требований к форме стойки нет.
Во всех случаях, кроме применения струбцин, придется сверлить транец. Попадание влаги в отверстия приведет к скорейшему разбуханию фанеры. Чтобы этого не произошло, в отверстия обязательно нужно набить герметик. Естественно, такое соединение не предусматривает постоянный монтаж и демонтаж фланцев. Вот почему процедура снятия колес или их перестановка должен быть удобным и незатруднительным.
Изготовление фланцев и стоек связано с такими популярными работами, как резка металла и его сварка. Каждую деталь рекомендуется обрабатывать напильником, снимать заусенцы, сбивать шлак, снимать фаску. Если пренебречь этим советом, то можно пораниться или повредить материал лодки.
Все манипуляции проводятся не спеша. Главное помнить основное правило про семикратные изменения. Если в некоторых источниках вы нашли более удачный на ваш взгляд проект, не поленитесь почитать отзывы автора после испытаний. Заметьте, здесь не было приведено ни одного расчета усилий, а между тем, для заводского производства это неотъемлемая процедура.
Достоинства и недостатки аккумуляторных насосов
Работающие автономно электрические лодочные насосы в чем-то обходят своих конкурентов, а в чем-то, увы, им проигрывают. Но прежде чем рассказать о преимуществах и недостатках аккумуляторных помп, обозначим важнейшее свойство насосных агрегатов.
Прежде всего мощность насосов зависит от показателей давления. По этому признаку различают устройства с:
- Низким давлением (до 50 мБар) – агрегаты используются только малогабаритных плавсредств. Они способны относительно быстро накачать лодку, но проделанной работы будет недостаточно для комфортного передвижения, поэтому после них лодки в ручном режиме подкачивают механическим ручным или ножным насосом.
- Средним давлением (от 300 до 500 мБар) – предназначены для пласредств длиной до 4 м. Самостоятельно накачивают лодку до установленного порога давления. Время работы относительно малое.
- Высоким давлением (800 – 1000 мБар) – насос высокого давления рационально приобретать только для крупногабаритных лодок ПВХ, с накачкой которых не справятся компрессоры другого типа. Также их используют для надува плавсредств с днищем, выполненным по технологии Air deck.
Соответственно, нельзя требовать от насоса малой мощности высоких показателей надува. В таком случает это будет не недостаток прибора, а неправильный подбор инструмента под требования конкретного плавсредства.
Итак, после сделанных разъяснений, постараемся беспристрастно определить все достоинства и недостатки, которыми обладает электрический насос для лодки ПВХ.
Преимущества
- Автономность и вариативность работы. Как уже отмечалось, аккумуляторные насосы для надувных лодок работают от собственного заряда (батареи хватает на 3-4 полных накачивания). Также выпускают модели, подключающиеся к автомобильному аккумулятору или напрямую к сети 220 В.
- Скорость. Электрокомпрессоры способны накачивать лодку средних габаритов за 10-15 минут.
- Высокая мощность. Некоторые типы надувных суден можно накачать только электрическими насосами высокого давления.
- Минимум физических усилий. Достаточно подсоединить агрегат к плавсредству и нажать кнопку запуска.
- Безопасность. Многие электронасосы снабжены функцией автоматического отключения, которая срабатывает при достижении установленной нормы давления.
- Многофункциональность. Прибор оснащен дополнительными насадками, с помощью которых накачивают надувные бассейны, матрасы, кровати, мячи для фитнеса и т.п.
- Контроль за плотностью и объемом воздуха. Электрические насосы для лодки с манометром и реверсом предупреждают возникновение утечки, а также позволяют тщательно контролировать накачивание и выкачивание воздуха из баллонов плавсредства.
- Возможность использования в качестве помпы для откачки воды, попавшей в кокпит лодки из ПВХ.
Недостатки
- Электронасосы низкого давления не всегда обеспечивают требуемый объем воздуха. В таком случае для подкачки лодки дополнительно используются механические компрессоры.
- Время беспрерывной работы. Важный показатель, т.к. иногда установленного производителем лимита не хватает на полное накачивание плавсредства. В таком случае для продолжения работы устройству требуется перерыв.
- Требуется периодическая подзарядка от бытовой сети или автомобильного аккумулятора. Также желательно наличие сменной батареи.
- Высокая стоимость агрегатов. Цена на аккумуляторные насосы варьируется от 2 000 до 15 000 рублей.
Вот так без лишних прикрас выглядят эксплуатационные свойства электрических лодочных компрессоров. Как видно, достоинств намного больше, но и недостатки не так уж просты. Например, платить за насос высокую цену согласится не каждый владелец лодки, а покупка маломощного прибора не позволит полноценно ощутить все достоинства электротехники.
Но не стоит и забывать о народной мудрости, гласящей, что «скупой платит дважды». Дешевые насосы не обеспечивают надлежащего качества надува, отнимают при работе много времени и сил, а также быстро выходят из строя. В итоге 2-3 замены таких компрессоров равносильны покупке 1 хорошего насоса, который прослужит много лет. Так что вряд ли стоит экономить на надежности плавсредства, а также безопасности и комфорте пассажиров, тем более что цена вопроса составляет всего несколько тысяч рублей.
Инструкция по работе
Существует достаточно много разных транцевых колёс. Но в любом случае их ось должна быть выдвинута вперёд относительно плоскости транца. Тогда ось оказывается максимально близко к центру тяжести плавсредства. Поэтому нагрузка распределяется наиболее равномерно. Прочие требования таковы:
- от нижней границы транца до обода колеса должно быть минимум 2 см;
- от нижней границы транца до основания присоединяемого к нему кронштейна — минимум 0,5 см;
- зазор между внутренней частью баллонов и колесом должен быть минимум 0,1 см (иначе колёса, поднимаясь, будут задевать баллон);
- монтаж надо производить на внешней стороне по отношению к стойке, чтобы исключить помехи для мотора;
- колёса ставят строго вертикально;
- кронштейн и стойку выбирают так, чтобы они вписывались в конструкцию лодки.
До установочных работ надо сначала внимательно изучить инструкцию на судно и рекомендации по монтажу. Для работы понадобятся:
- строительный уровень;
- электрическая дрель со свёрлами для древесины на 4 и на 10 мм;
- отвёртка;
- ключи;
- герметик на базе силикона;
- маркер;
- карандаш.
Чтобы правильно установить на транец колёса, нужно сначала накачать саму лодку. На пайольном плавсредстве допускается не подсоединять все пайолы, а ограничиться накачиванием любых отсеков, за исключением киля. Когда лодка накачана, её следует закрепить на подставках высотой не менее 0,4 и не более 0,5 м. Этот размер подобран не случайно — он позволяет монтируемым колёсам без проблем проходить в промежуток от нижней кромки транца до поверхности. Как именно присоединить колёсные стойки к транцу, нужно решить, изучив исполнение этих стоек и вид самого транца.
Если ориентироваться на удобство при эксплуатации, наилучшим выбором оказывается употребление откидывающихся съёмных движителей, присоединяемых через особый кронштейн. Для прикрепления к нему используется болт, заменяющий ось. Вокруг этой оси стойка поднимается вверх либо ставится в рабочее положение. Если решено прикрепить своими руками колёса именно по такой схеме, то начинают с разметки места установки кронштейна. Отсчёт ведут от внутреннего участка баллона.
До середины транца проводят вертикальную линию длиной 8,5–9 см. Там, где она пересечётся с нижней гранью транца, останавливаются и отмеряют минимум 0,5 см, а в идеале 1-1,5 см. Далее, проводят горизонтальную линию до середины транца. Следующий шаг — сбор кронштейна и колёсной стойки. Соединив их, примеряют сборку около разметки. Если линии оказываются справа, то прикладывать нужно правое колесо (и наоборот).
При примерке внимательно смотрят, как именно располагаются кромки кронштейна по отношению к линиям разметки. Они должны строго совпадать. Держа одной рукой кронштейн, смотрят, не касается ли колесо поверхности транца и внутреннего участка баллона. Наименьший допустимый зазор — 2 см.
Нужные места, чтобы можно было поставить крепёж, сверлят дважды: с чуть меньшим сверлом и со сверлом, чей диаметр равен диаметру болта. Советуют при втором проходе не пробивать последние миллиметры, а рассверливать отверстие с противоположной стороны. Тогда транец не будет раскалываться, когда из него выходит сверло. Закончив сверление, отверстия обмазывают герметиком на основе силикона. В противном случае транец будет отсыревать и гнить; рекомендуется также использовать герметик для обработки болтов и внутренней стороны шайб.
Кронштейны крепят, заранее вынув их из стоек. Окончательно соединяют эти части, когда кронштейны поставлены жёстко. Следует оценить, насколько работоспособны колёса в различных положениях. Если этого не сделать сразу, можно будет столкнуться с серьёзными неприятностями при эксплуатации. Но, разумеется, описанная только что схема подойдёт не для всех лодок.
Транцевые колёса на плавсредства с НДНД ставят иначе. Примером такой конструкции являются лодки от . Транец у них располагается над надувным дном. Внизу вся часть днища, находящаяся между баллонами, покрыта фартуком из ПВХ. Это решение позволяет обеспечить лёгкий выход на глиссаду. Поэтому приходится использовать транцевые колёса особого типа. У них должна быть удлинена стойка, а сама конструкция должна быть изогнута.
Как сделать колеса своими руками
Наиболее часто изготавливаемыми своими руками видами транцевых колес являются быстросъемные, перекидные и шасси на струбцинах.
На струбцинах
Сборка самого простого самодельного транспортировочного шасси на струбцинах производится следующим образом:
Транцевые колеса (на струбцинах)
- От профильной трубы отрезают 2 заготовки под стойки шасси.
- К концу каждой из заготовок приваривают оси с нарезанной резьбой для крепления колес.
- В торце другого конца трубы делают пропил, толщина которого должна быть такой, чтобы в нее можно было вставить рамку G-образной струбцины.
- Перпендикулярно пропилу сверлят два отверстия.
- Вставляют рамку в пропил на торце трубы.
- Через отверстия маркером или керном делают отметки на рамке струбцины.
- По отметкам на рамке сверлят два отверстия.
- C прижимного винта струбцины снимают плоскую площадку.
- Выкручивают прижимной винт из струбцины.
- Вставив струбцину в пропил и зафиксировав двумя болтами, при помощи маркера напротив отверстия с резьбой в зажиме делают метку на трубе.
- По метке сверлят сквозное отверстие диаметром чуть больше чем у прижимного винта струбцины.
- Рамку струбцины вставляют в пропил трубы и окончательно фиксируют болтами и гайками.
- Прижимной винт вкручивают в резьбу на струбцине, продевают через трубу.
- На конец прижимного финта накручивают сферический пятачок с резиновой накладкой.
- На губке рамки также крепят площадку с резиновой накладкой.
- Отступив от центра прижимного винта расстояние равное высоте транца, к стойке крепят г-образную рамку. На ту часть рамки, которая будет соприкасаться с транцем и днищем лодки крепят кусочек резины.
- Крепление колеса на каждой стойке производится при помощи нарезанной на оси резьбы, шайбы, гайки.
Перекидные
Стойки для перекидных колес делают такие же, как и у быстросъемных, делая в верхней их части не два, а 3 отверстия с шагом 25 мм. Крайние отверстия предназначены для фиксации шасси в рабочем или транспортном положении, а среднее – для оси.
Транцевые колеса (перекидные)
Крепления для такой конструкции делают следующим образом:
- Из нержавеющего металла вырезают основание пластину длиной 120 мм и шириной 65-70 мм.
- В углах основания сверлят четыре отверстия.
- Вырезают две боковые пластины длиной 120 мм и шириной 35-40 мм.
- Пластины приваривают к основанию на расстоянии 30 мм.
- Стойку вставляют между пластинами.
- Через центральные отверстия на боковых пластинах и стойке вставляют ось, фиксируя ее с одной сторону шплинтом.
Для того чтобы зафиксировать стойку шасси в рабочем положении, заранее приготовленный палец вставляют в нижнее отверстие.
Чтобы перевести стойки шасси в не рабочее (транспортное) положение, палец вынимают из нижнего отверстия, поднимают стойку вверх и вставляют палец в верхнее отверстие.
Быстросъемные
Процесс сборки таких транцевых колес состоит из следующих манипуляций:
- Из трубы или квадратного профиля вырезают две заготовки длиной 400 мм.
- При помощи трубогиба заготовки под стойки изгибают под углом 45.
- К концу каждой из заготовок приваривают отрезки из круглого профиля.
- На том конце стойки, который будет крепиться к транцу лодки, сверлят два отверстия, расстояние между которыми должно быть 75-80 мм. В нижнее отверстие вставляют штифт диаметр 8 мм, фиксируют его сваркой. Верхнее отверстие рассверливают, делая из него овальный паз длиной 20-25 мм.
- Перпендикулярно нижнему отверстию сверлят еще одно сквозное.
- В просверленном отверстии нарезают резьбу М8.
- В резьбу вкручивают винт с потайной головкой.
- Внутрь стойки вставляют круглую пружину, фиксируя ее одним концом на резьбовой части вкрученного винта.
- Из круглого проката диаметром 12 мм вырезают второй штифт. На токарном станке посередине штифта делают небольшую проточку длиной 15-20 мм.
- Штифт вставляют в овальный паз в верхней части стойки.
- Второй конец пружины фиксируют в проточке штифта.
- Из листовой нержавейки вырезают основание крепления — пластину длиной 100 мм и шириной 60 мм.
- По углам вырезанной пластины сверлят отверстия диаметром 6 мм.
- Из той же нержавейки делают две боковые пластины шириной 30 мм и длиной 100 мм.
- В каждой пластине делают два паза с межосевым расстоянием 75 мм.
- Пластины приваривают перпендикулярно основанию на расстоянии 25-30 мм.
Транцевые колеса (быстросъемные)
Крепят такие транцевые колеса к лодке ПВХ при помощи мебельных винтов.
https://youtube.com/watch?v=VY3GMikbBlg
Как сделать колеса своими руками
Наиболее часто изготавливаемыми своими руками видами транцевых колес являются быстросъемные, перекидные и шасси на струбцинах.
На струбцинах
Сборка самого простого самодельного транспортировочного шасси на струбцинах производится следующим образом:
Транцевые колеса (на струбцинах)
- От профильной трубы отрезают 2 заготовки под стойки шасси.
- К концу каждой из заготовок приваривают оси с нарезанной резьбой для крепления колес.
- В торце другого конца трубы делают пропил, толщина которого должна быть такой, чтобы в нее можно было вставить рамку G-образной струбцины.
- Перпендикулярно пропилу сверлят два отверстия.
- Вставляют рамку в пропил на торце трубы.
- Через отверстия маркером или керном делают отметки на рамке струбцины.
- По отметкам на рамке сверлят два отверстия.
- C прижимного винта струбцины снимают плоскую площадку.
- Выкручивают прижимной винт из струбцины.
- Вставив струбцину в пропил и зафиксировав двумя болтами, при помощи маркера напротив отверстия с резьбой в зажиме делают метку на трубе.
- По метке сверлят сквозное отверстие диаметром чуть больше чем у прижимного винта струбцины.
- Рамку струбцины вставляют в пропил трубы и окончательно фиксируют болтами и гайками.
- Прижимной винт вкручивают в резьбу на струбцине, продевают через трубу.
- На конец прижимного финта накручивают сферический пятачок с резиновой накладкой.
- На губке рамки также крепят площадку с резиновой накладкой.
- Отступив от центра прижимного винта расстояние равное высоте транца, к стойке крепят г-образную рамку. На ту часть рамки, которая будет соприкасаться с транцем и днищем лодки крепят кусочек резины.
- Крепление колеса на каждой стойке производится при помощи нарезанной на оси резьбы, шайбы, гайки.
Перекидные
Стойки для перекидных колес делают такие же, как и у быстросъемных, делая в верхней их части не два, а 3 отверстия с шагом 25 мм. Крайние отверстия предназначены для фиксации шасси в рабочем или транспортном положении, а среднее – для оси.
Транцевые колеса (перекидные)
Крепления для такой конструкции делают следующим образом:
- Из нержавеющего металла вырезают основание пластину длиной 120 мм и шириной 65-70 мм.
- В углах основания сверлят четыре отверстия.
- Вырезают две боковые пластины длиной 120 мм и шириной 35-40 мм.
- Пластины приваривают к основанию на расстоянии 30 мм.
- Стойку вставляют между пластинами.
- Через центральные отверстия на боковых пластинах и стойке вставляют ось, фиксируя ее с одной сторону шплинтом.
Для того чтобы зафиксировать стойку шасси в рабочем положении, заранее приготовленный палец вставляют в нижнее отверстие.
Чтобы перевести стойки шасси в не рабочее (транспортное) положение, палец вынимают из нижнего отверстия, поднимают стойку вверх и вставляют палец в верхнее отверстие.
Быстросъемные
Процесс сборки таких транцевых колес состоит из следующих манипуляций:
- Из трубы или квадратного профиля вырезают две заготовки длиной 400 мм.
- При помощи трубогиба заготовки под стойки изгибают под углом 450.
- К концу каждой из заготовок приваривают отрезки из круглого профиля.
- На том конце стойки, который будет крепиться к транцу лодки, сверлят два отверстия, расстояние между которыми должно быть 75-80 мм. В нижнее отверстие вставляют штифт диаметр 8 мм, фиксируют его сваркой. Верхнее отверстие рассверливают, делая из него овальный паз длиной 20-25 мм.
- Перпендикулярно нижнему отверстию сверлят еще одно сквозное.
- В просверленном отверстии нарезают резьбу М8.
- В резьбу вкручивают винт с потайной головкой.
- Внутрь стойки вставляют круглую пружину, фиксируя ее одним концом на резьбовой части вкрученного винта.
- Из круглого проката диаметром 12 мм вырезают второй штифт. На токарном станке посередине штифта делают небольшую проточку длиной 15-20 мм.
- Штифт вставляют в овальный паз в верхней части стойки.
- Второй конец пружины фиксируют в проточке штифта.
- Из листовой нержавейки вырезают основание крепления — пластину длиной 100 мм и шириной 60 мм.
- По углам вырезанной пластины сверлят отверстия диаметром 6 мм.
- Из той же нержавейки делают две боковые пластины шириной 30 мм и длиной 100 мм.
- В каждой пластине делают два паза с межосевым расстоянием 75 мм.
- Пластины приваривают перпендикулярно основанию на расстоянии 25-30 мм.
Транцевые колеса (быстросъемные) Крепят такие транцевые колеса к лодке ПВХ при помощи мебельных винтов.
Виды транцевых колес
Производители выпускают несколько видов транспортировочных шасси. Вот основные из них.
Трансформер КТ-5
Подобная модель имеет свою специфику установки. Шасси крепится к транцу таким образом, что их можно не снимать при транспортировке лодки в сложенном состоянии. Подобная конструкция имеет дополнительные достоинства, связанные с удобством в перемещении. При перемещении на воде, они не влияют на ее маневренность.
Такая модель шасси позволяет одному человеку, без особых усилий перемещать лодку с места на место.
Основным материалом конструкции является сталь, толщиной 3 мм. В качестве стоек для колес используется профильная труба особой конфигурации. Это позволяет быстро устанавливать приспособление и переводить его из транспортного положения в рабочее.
Кроме этого, колеса имеют пружинный механизм, который позволяет транспортировать лодку по неровной поверхности.
Автоматические КТ-3Н и КТ-3НУ
Основным материалом изготовления подобных устройств является нержавеющая сталь. Предназначаются модели для надувных лодок с жестко закрепленным транцем или для лодок, которые имеют жесткий корпус.
Преимущества автоматической фиксации:
- Устройство выполнено на высоком техническом уровне.
- Имеет высокую надежность.
- Отличается современным дизайном.
- Может служить оптимальным вариантом при перемещении лодки на дальние расстояния.
- Простота в эксплуатации.
При производстве автоматических устройств КТ применяется лазерная резка с последующей аргонной сваркой. Как результат – высокая точность, отличное качество и приемлемый внешний вид.
Эти колеса выдерживают плавсредство в снаряженном виде весом до 120 кг.
Складные транцевые колеса
Приспособление монтируется с внешней стороны транца, что позволяет без проблем складывать колеса снизу-вверх. Чтобы изделие зафиксировать, в конструкции применены пружины, которые располагаются внутри стоек и изготовленные из нержавейки. Следует заметить, что и остальные детали складных колес сделаны из нержавеющей стали, что обеспечивает конструкции завидную прочность и устойчивость, как к пресной воде (KS-03), так и к соленой воде (KS-04).
Преимущества подобной модели:
- Простота при установке, снятии и эксплуатации.
- Нет необходимости в постоянном снятии и установке шасси.
- Способ крепления не мешает управлению судном.
- Существуют варианты упаковки вместе с установленными колесами. Может устанавливаться на любую модель лодки ПВХ. Выдерживает нагрузку до 180 кг.
Поворотно-откидные шасси, для лодок ПВХ
Подобные конструкции ориентированы на транспортировку лодки одним человеком на не большие расстояния. Они устанавливаются с помощью 4-х болтов к транцу, сделанному из фанеры. Имеется возможность регулировки высоты их установки благодаря длине крепежной шпильки.
Для снятия приспособления достаточно отвинтить гайку, которая размещается с боковой части стойки. Колеса рассчитаны на перемещение веса до 140 кг.
Основные детали сделаны из нержавеющей стали, что свидетельствует о прочности изделия.
Транцевые колеса быстросъемные своими руками
Подводим итоги
Как видите – изготовление транцевых колес не отличается сложностью. Любой человек, имеющий хотя бы минимум навыков работы с инструментами, деревом и железом, без труда справиться со всей работой за считанные часы.
Причем в результате цена новых колес будет минимум в 2-3 раза ниже, чем у купленных в специализированном магазине.
Возможно, кому-то инструкция показалась довольно сложной. На самом же деле все значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Так что, достаточно только приступить к работе, и вы не заметите, как пролетит время.
Ну а после завершения вы сможете с полным правом хвалиться перед знакомыми своими навыками по изготовлению и установке транцевых колес.