Примус туристический. эволюция горелки для похода с советских времен и до наших дней

Дешёвые и надёжные отечественные газовые горелки

Таганок «Дачник»

Таганок «Дачник»- газовая горелка, диаметр 165мм, насажена на 5-литровый газовый баллон многоразового пользования.

Параметры:Тепловая мощность горелки:1,8 кВт К.П.Д. горелки:60 %

Тип газа:сжиженный ГОСТ 20448-90 Кг Габаритные размеры:224 х 224 х 390 мм Снаряженная масса:6.9 кг Масса сжиженного газа:2 кг Номинальное давление газа:650 кПа Минимальная рабочая температура:- 40oC Максимальная рабочая температура:+ 40oC Производство:Беларусь, ОАО «НЗГА»

Комплект «Турист»

Комплект «Турист»- плитка «Туристическая» + баллон 5л + редуктор РДСГ2-1.2 + шланг Особенности:При продаже баллон не заправлен газом.

Параметры:Диаметр газовой горелки: —

Тепловая мощность горелки:1,6 кВт Тип газа:сжиженный ГОСТ 20448-90 Кг Снаряженная масса:5.3 кг Масса сжиженного газа:2 кг Минимальная рабочая температур:- 40 C Максимальная рабочая температура:+ 40 C Рабочее давление мин:2000 KПа Рабочее давление макс:3600 KПа Производство:Беларусь, ОАО «НЗГА»

ПГТ-1 «Туристическая»

ПГТ-1 «Туристическая».Газовая плита, одна горелка,

коричневая эмаль. Беларусь, «ГЕФЕСТ»

Особенности:фиксированное положение «малое пламя»

Параметры:Количество горелок:1

Тепловая мощность горелки:1,7 кВт

Расход сжиженного газа горелки:0,17 кг/ч

Высота:10 мм.

Ширина:19 мм

Глубина:19 мм.

Масса:1 кг.

Плита газовая настольная одногорелочная «Мечта 100 М»

Плиты предназначены для приготовления пищи в бытовых условиях.

Они легко могут быть транспортированы из постоянного жилья в места временного проживания (на дачу, гараж в общежитие и пр.)Плиты экономичны и надёжны в работе, удобны и просты в обслуживании.

Плиты работают на сжиженном газе (пропан-бутан) по ГОСТ 204489-80 при номинальном давлении 2940 Па.

Возможна работа плиты на природном газе по ГОСТ 5542 — 87 при номинальном давлении 1275 или 1960 Па при замене инжекторов газовых горелок и винтах малого пламени газового крана.

Плиты укомплектованы присоединительной арматурой: переходником, прокладкой, рукавом (шлангом), двумя хомутами.

Плиты оснащены ножками с эффектом «против скольжения», которые обеспечивают устойчивое положение на любых поверхностях.

Краткие технические характеристики:

Количество горелок: шт 1

Номинальное давление сжиженного газа: Па 2960 

Номинальная тепловая мощность: кВт 1,7

Габаритные размеры: мм 275х275х80

Масса: кг 2,0

Гарантия:2 года

Гарантия (Экспорт):1 год Производитель: Златоустовский машиностроительный завод 

Популярные модели

Современные производители выпускают целый ряд моделей походных примусов. Среди них можно обнаружить как классические жидкотопливные, так и газовые варианты с разной продолжительностью автономной работы.

Primus MFS 3288

Мультитопливные горелки, отличающиеся универсальностью применения. Модель может работать на керосине и бензине, поддерживает подключение газовых баллонов.

Конструкция горелки предусматривает наличие складных ножек, соединение с топливным баком осуществляется при помощи гибкого шланга в оплетке из металла. Расчетная мощность 2800 Вт.

Популярность модели многократно подтверждена туристами и походниками с разным уровнем опыта.

Классическая модель примуса, в комплектацию которой входит сама горелка, воронка для залива топлива, универсальный ключ, запасные элементы (сальники) и ручка. В качестве горючего выступает автомобильный бензин с небольшим октановым числом.

Бачок для топлива вмещает 120 мл – этого достаточно для работы на протяжении 35 минут при максимальной мощности. Литр воды закипает за 8 минут, на одной заправке можно вскипятить чайник, сварить суп.

Отсутствие насоса делает работу с этим жидкотопливным примусом более простой и понятной. Изделие требует предварительного прогревания чаши сухим или жидким горючим. Сформированное внутри давление позволяет вытеснять горючее, при попадании к горелке оно становится парообразным, быстро сгорает.

Модель стоит менее 2000 рублей, имеет продолжительный срок службы.

«Мотор Сич ПТ-2» и «Мотор Сич ПТ-3»

Примусы украинского производства, давление в системе которых нагнетается при помощи насоса. Разница между модификациями заключается в расходе топлива — 0,25 или 0,3 л в час, расчетная мощность 3 кВт. Примусы среди опытных туристов считаются недоработанными, практически всегда купленное изделие приходится дорабатывать напильником, менять комплектующие.

При прогреве на горелке рекомендуется применять сухое топливо.

«Шмель»

Примусы «Шмель» выпускались в 4 модификациях, отличавшихся объемом топливного бака. Сегодня этот вид продукции производится в Казахстане и носит название «Дастан». Стандартный расход топлива в день — около 35 мл на человека.

В качестве горючего применяется гептан или чистый бензин для автомобилей. В модели предусмотрен насос, применяемый для нагнетания давления.

Среди отличительных характеристик современной версии «Шмеля» можно отметить значительную емкость бака — 0,8 л, этого достаточно для непрерывного горения на протяжении 3,5-5 часов. Примус поддерживает использование посуды с диаметром дна до 210 мм.

Изучив обзор походных моделей «ПТ-1», «Мотор Сич ПТ-2» и «ПТ-3», «Шмель», можно определиться с их техническими характеристиками и принять окончательное решение.

Советы

  • При использовании для обогрева на зимней рыбалке сухого спирта через каждый 15-20 минут приходится разжигать новую таблетку, если нужно постоянно поддерживать высокую температуру в палатке. С одной стороны, это не занимает много времени, с другой стороны – отвлекает от рыбалки, что может быть неудобно, особенно если идет жор. Можно самостоятельно изготовить своеобразную печку для сухого спирта, которая будет вмещать сразу несколько таблеток. Выпускное отверстие надо сделать регулируемым, так, чтобы можно было менять тягу. В таком случае печку, в которую загружено несколько таблеток, можно будет заставить гореть долго.
  • Газовые и бензиновые горелки перед транспортировкой лучше тщательно упаковывать. Хорошо, если в комплекте идет чемоданчик или чехол, в которые можно поместить девайс, изолировав его от других вещей. Если в обогреватель неудачно попадет соринка, обогрев может закончиться, еще не начавшись.
  • Для перевозки бензина или другого жидкого топлива лучше купить надежную канистру, хотя и стоит она недешево. Разливать горючую смесь в полторашки или пятилитровки – не очень надежный вариант, при котором есть риск утечки. Он подойдет в качестве временного решения.
  • Чем меньше в составе смеси, которая находится в баллоне, пропана и больше других газов, тем больше вероятности, что его содержимое замерзнет, и использовать газовый обогреватель не получится. Поэтому, выбрав обогреватель для зимней рыбалки, работающий на газу, желательно подбирать к нему и баллончики с правильным составом – с самым высоким содержанием пропана. На некоторых баллонах состав содержимого не пишут вовсе, они встречаются в продаже не так уж редко. От покупки такого кота в мешке лучше отказаться. Если вы все же приобрели такой баллон, будьте готовы к тому, что от него работать обогреватель на морозе может работать плохо.
  • Некоторые отогревают замерзшие газовые баллончики на открытом огне, чтобы они снова заработали. Естественно, это довольно экстремальный способ разогрева, который может привести к взрыву. Решить проблему с обогревателями, работающими от одноразовых газовых баллонов, можно по-другому, без риска для здоровья и жизни. Нужно брать с собой на рыбалку два баллончика. Пока один работает, второй нужно держать за пазухой, чтобы он был в тепле. Когда первый баллон замерзнет, и газовый обогреватель погаснет, нужно поменять баллончики местами. Таким образом можно поддерживать обогрев в палатке сколько угодно долго. Недостаток этого варианта в том, что придется класть за пазуху ледяной баллон с газом, что не очень комфортно.

Меры предосторожности при использовании

Многое зависит от видов топлива, но есть общие правила:

  • нельзя оставлять горящую горелку в палатке без присмотра;
  • нельзя разогревать баллоны на открытом огне;
  • ёмкости с топливом, особенно с бензином, старайтесь поставить как можно дальше от огня и работающей горелки;
  • при пользовании газом тщательно проверяйте надёжность всех соединений;
  • в случае если горелка постоянно гаснет, прочищать отверстия нужно только после полного прекращения подачи топлива и отсутствии огня.

Альтернативы горелкам на рыбалке

Их, в общем-то, не так много:

  • можно развести в палатке небольшой костерок, но это и дымно, и небезопасно;
  • ещё наши деды ставили в палатки на льду вёдра с горячими углями – было тепло, но образовывался угарный газ;
  • можно накалить в костре на открытом воздухе кирпичи, а потом положить в палатку, – тепло будет, но не надолго;
  • жгут в палатке кубики сухого спирта;
  • ставят хозяйственные свечи на металлическую поверхность.

Можно и ещё что-то придумать, но горелки всё-таки надёжнее и утепляют палатку весь период своей работы. Да и лунка замерзать не будет, не нужно лишний раз черпаком махать, отпугивая рыбу. Хорошая горелка сегодня – полноправная часть зимней рыбалки, многие рыболовы без неё уже и на лёд не выходят. 

Как выбрать керосиновый обогреватель

  1. Сравнивайте соотношение квадратуры обогреваемого помещения к расходу топлива у обогревателей от разных производителей.
  2. Приобретайте керосиновые обогреватели только в тех магазинах, где вам смогут сделать замену в случае обнаружения брака. У многих моделей герметичность швов низкая и часто наблюдается протекание керосина.
  3. Обязательно читайте и придерживайтесь инструкции по эксплуатации от производителя. Основная часть моделей приборов работает на осветительном керосине, содержащем минимальное количество веществ, образующих копоть. Есть приборы, одинаково работающие как от керосина, так и от дизеля. Информация об использовании разного топлива указана в техническом паспорте.

Примус туристический: виды и их эволюция

В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.

Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.

«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.

«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.

«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.

«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.

Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.

Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2», который был выпущен в 1984 г.  Он удался!

Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».

«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.

«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.

Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.

Полезные статьи:

  • Мультитопливные и газовые горелки Коveа. Испытано на себе
  • Газовые баллоны для горелок. Как выбрать?
  • Мультитопливная горелка: когда многофункциональность действительно необходима?

Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.

В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).

Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье.

Сколько стоит это чудо?

Б/у от 10$ до 300$ за раритеты… Новая Optimus Svea Stove стоит порядка 100$. За новый советский ПТ-1 просят 40-65$.

Вместо эпилога…

Эра бензина не окончена, как некоторым может показаться. Горелки продолжают работать в условиях сверхнизких температур,  в труднодоступных регионах планеты. Жива большая армия энтузиастов! :) Серьезные компании Primus, MSR, Optimus, Kovea продолжают выпуск бензиновых и мульти-топливных горелок и сегодня. Целью этой статьи было желание сказать пару слов в адрес маленьких и гениальных трудяг, которые могут посоперничать в надежности с современными более дорогими и навороченными горелками. 

Путешествуйте с удовольствием! 73!

UPD. Статья была уже написана. Получил от друзей дайджест новостей по экспедициям Клуба 7 Вершин.  Восхождение на пик Пирамида Карстенз. В ленте два керосиновых примуса, причем самых первых… :)

Oct 31, 2016

Лучшие для использования зимой

Газовые

  • Kovea Alpine Pot Wide KB-0703W – компактная модель с теплообменником, который препятствует излишнему расходу газа даже в сильные морозы.
  • Fire-Maple Family FMS-108 – модель с пьезоподжигом и большой плоскостью нагрева, имеет лишь один недостаток – расход газа.
  • Следопыт «Говорящий огонь» – отечественное достижение с выносным баллоном.

Спиртовые

  • Fire-Maple FMS-112 Alcohol Stove – имеет долгий процесс горения без добавления топлива, несмотря на низкие температуры.
  • Tatonka – надёжная, компактная модель, популярная в России.
  • Trangia brass spirit burner B25 – шведская конструкция, выпускаемая в различных модификациях уже 80 лет.

Бензиновые

  • Coleman Sportster – отличается габаритными размерами и долгой (до 8 ч) работой на одной заправке.
  • Tramp TRG-016 – модель изготовлена из медно-алюминиевых сплавов, компактна, имеет вес от 0,5 кг, что очень удобно при активной рыбалке.
  • Мотор Сич ПТ-2 – сочетает низкую стоимость с большой прочностью и устойчивостью к морозам.

Мультитопливные

  • Primus Multifuel Iii – предназначена для многодневного использования в суровых климатических условиях, высокая степень надёжности, работает практически на любом топливе.
  • Omnifuel II – сочетание лёгкости и надёжности сделали модель очень попкулярной среди туристов и рыбаков.
  • Primus Omni Fuel ii – вариант, популярный в Европе за универсальность и надёжность компонентов.

Инфракрасные

  • ELEKONPOWER PG7B – лёгкий и простой обогреватель с керамикой.
  • NEOCLIMA UK-02 – считается лучшей бюджетной моделью для малогабаритных палаток.
  • Следопыт «Очаг» – не только нагревает палатку, но ещё и конструктивно приспособлен для приготовления горячей пищи.

Парафиновые

  • Оil burner – может работать ещё и на угле.
  • Zibro – линия моделей из Германии, которые работают ещё и на керосине, используясь в качестве печи.
  • Shannon Mechanics – о продукции этой линии уже говорилось.

Как же укротить примус?

Никого укрощать не надо… Попробуйте с ним подружиться! :) 

Просто необходимо перед началом работы:

1. Залить в бачок бензин.

2. В чашку под горелкой влить 1-2 мл спирта (или горящих без копоти аналогов, например тройного одеколона) и поджечь его для прогрева горелки, трубки подачи топлива и бачка. Кран примуса во время прогрева должен быть ЗАКРЫТ! Время прогрева 1-3 минуты, зависит от температуры окружающей среды. Это всё!!! Включайте примус – он загорится синем пламенем, как газ. 

Розжиг примуса бензином приводит к большому количеству копоти, вони и засорению форсунки. Некоторые используют для прогрева сухой спирт, но он тоже дает “масляничный” нагар.

 Розжиг примуса и оригинальную ветрозащиту можно посмотреть здесь (начиная с 2:36):

Разновидности

Среди существующих разновидностей примусов можно отметить несколько вариантов конструкции.

Керосиновый. Считается устаревшим, такие модели можно отнести к родоначальникам походного оборудования для приготовления пищи. В связи со сложностью получения доступа к качественному топливу, керосиновые примусы сегодня оказываются практически невостребованными. В продаже их найти довольно сложно, но при должном уходе и обслуживании вполне можно использовать модели, выпущенные несколько десятилетий назад.

Бензиновый. Универсальный прибор, обеспечивающий возможность для эксплуатации в самых сложных условиях. Техника работает при температурном режиме до −50 градусов по Цельсию. Приборы пригодны для применения исключительно на открытом воздухе

Их нельзя располагать внутри палатки, следует соблюдать определенные меры предосторожности

Газовые. Современные модели с баллонами по 5 л или компактными сменными картриджами отличаются высоким уровнем безопасности. Расход топлива здесь гораздо ниже, найти заправку тоже не составляет труда. При сгорании газа не образуется опасных соединений, нагара, скапливающегося на стенках трубки, подающей топливо. Современные туристы все чаще выбирают именно этот вариант для использования в походных условиях.

Вот мы и подошли к еще одному герою нашего рассказа примусу туристскому ПТ-1…

Начнем с его имени. Почему “смерть туриста”? Примус имеет особенности использования, которые многими либо игнорируются либо неведомы вообще. Примусы у горе-туристов пыхали, чихали, “взрывались”, отказывались гореть, ссали пламенем и т. д. Всё это подвигло трактовать аббревиатуру ПТ (примус туристский), как “Пиздец туристу” (прим. ред., также в народе было распространено название “Взрыв-пакет” из-за квадратной формы футляра). Но как известно, туристы люди культурные и мат используют только в случае крайней необходимости. Название со временем стало более культурное, но не мение шокирующее – “Смерть туриста”. Даю слово, наблюдение за работой с примусом со стороны это всегда маленький праздник…)))

Полную версию этой развлекухи можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=ua74Zqdeg24. Поверьте, это просто полное неуважение к примусу и его инструкции. В конце ролика этот же примус прогревается и нормально работает. Но обо всем по порядку…

Данная модель примуса была разработан в Швеции в 70-х годах. Горелка и рейка остались как у Svea 123. Конструктивным изменениям подверглись только расположение бачка и кожух-чехол, который стал в виде чемоданчика. Для чего это было сделано, если и так все было в порядке? Бачок стал размещаться рядом с горелкой, а не внизу как у Svea 123, что позволяло его больше прогревать и как следствие увеличить уровень давления паров бензина. Рузультат получился следующим, мощность выросла с 1,4 кВт до 2 кВт на пике работы горелки. 

Модель называлась Optimus 8R (”Hunter”) и использовалась в основном в условиях холодной скандинавской зимы охотниками. Оценили горелку и туристы, которые выбрасывали всё, кроме самой горелки с бачком. Вес в таком случае составлял всего лишь 305 грамм!!! Полюбили её и советские инженеры-изобретатели и в 80-х в СССР вышел наш герой ПТ-1…

Бензиновая горелка своими руками

Бензиновые горелки довольно часто выручают рыболовов. Их можно разделить на 3 основных вида:

Последний тип горелок предназначается для работы на различных видах топлива. Так уж случилось, что бензиновые аппараты появились несколько раньше, чем газовые. Несмотря на то, что прошло уже достаточное количество времени с момента появления газовых горелок, бензиновые горелки используются и в наше время.

Причем, они не просто используются, а используются все интенсивнее. Все дело в том, что каждый тип горелок обладает рядом как достоинств, так и недостатков. При определенных условиях бензиновые горелки показывают лучшие результаты и высокую эффективность. Данная статья направлена на то, чтобы ознакомить читателей с достоинствами бензиновых горелок.

Дровяной примус — «Индийская свеча»

Знакомимся с примусом Такой конструкцией можно воспользоваться в любом походе и зимой и летом.

Применить, например, когда забыли свою горелку дома или кончилось вдруг топливо для вашего основного примуса.

Даже ради прикола, я пробывал – получилось, хорошая штука.

Литр воды в котелке закипает за несколько минут.

Приготовить пищу, обогреться в экстренных ситуациях на протяжении от 4 до 8 часов может выполнять «дровяной примус» или такую простую конструкцию называют«индейской свечой».

Принцип действия такого вида примуса очень прост.

Работает примерно как самовар — роль и топки и трубы выполняет само топливо — полено, полое внутри. После розжига — горят внутренние стенки самого полена.

Сделать чудо — примус может каждый за несколько минут.

На рисунке: «Дровяной примус»:

1 — расколотое полено; 2 — выдолбленная канавка;

3 — подставка для котелков (вбитые гвозди);

4 — линия раскола полена; 5 — проволочные скрутки;

6 — клинья-подставки (вбиты под проволочную скрутку).

Чурбак указанных размеров весит не более 4 — 5 кг и горит около 1,5 ч.

Размеры чудо- примуса произвольные.

Например:

Изготавливаем: Из ствола сухостойного дерева (желательно – осина) диаметром от 10 см до 30 — 40 см, напилить брёвнышки, длиной от 30 см до 1метра.

Вообще то, выбор дерева не имеет большого значения, просто осина горит ровным пламенем, не стреляет, не искрит и не коптит, как например берёза или сосна.

Для приготовления пищи лучше подойдут толстые и короткие заготовки.

Для использования свечи в качестве освещение- лучше взять заготовку подлиннее и потоньше. Что бы ее было удобно держать в руках.

А если требуется отопление,то надо брать и толстую и длинную заготовку.Ствол должен быть желательно без сучков, что бы его можно было расколоть ровно по центру на две одинаковые части.

Раскол должен быть аккуратным, чтобы при сложении двух половин не было щелей.

Затем в получившихся поленцах топориком выбирается сердцевина, т.е. делается желобок с полудиаметром 3 — 7 см на всю длину.

После этого половинки плотно стягивают проволокой (сбивают гвоздями), исключая подсос воздуха с боков (щелей).

В противном случае, именно по этим щелям свеча быстро прогорит.

Проволочными стяжками одновременно крепят ножки (подставку) по желанию.

Устанавливаем:

Или свечу устанавливают так, что бы, у её нижнего конца был небольшой зазор для поступления воздуха. Например, на камни или пару поленьев.

А)Но, если свеча (примус) будет устанавливаться на землю, а котелок закрывать выход горелки, то для доступа воздуха и для выхода газов просто делают соответствующие пропилы на торцах свечи (поддувало и сифон).

Но это возможно только у свечей диаметром 20-25 см и более.

Б)Для разогрева пищи котелок или банку консервов устанавливают на свечу так, что бы оставалась небольшая щель для выхода дыма.

Посуду можно установить на пару щепок, на камушки, а лучше всего вбить несколько гвоздей на определённое расстояние от центра горелки.

Котелок можно даже подвесить над горелкой свечи на тросике.

Разжигаем:

Для разжигания свечи в трубу запихивают немного уже горящей березовой коры (бересты)лучины и т.п. Вообще как начинают разжигать костёр.

При этом следят, что бы не был перекрыт свободный проход воздуха по трубе, иначе не будет тяги.

Проталкивают палкой внутрь трубы примерно в центр свечи.

Если она будет в верхней части трубы, свеча будет гореть долго, но слабым пламенем.

Такой режим хорош для отопления или разогрева незначительного количества пищи.

А если протолкнуть бересту почти до самого дна (или разжигать свечу снизу), то свеча сгорит быстрее, но пламя будет сильным.

Такой режим хорош для приготовления пищи или освещения.

При горении свечи можно регулировать (тягу) мощность огня и жара, а значит, и время горения. Для готовки достаточна высота пламени в 10 -15 см.

Для разогрева пищи, поддержания ее в горячем состоянии или для отопления важно уметь перевести свечу в режим интенсивного тления – практически без пламени. При этом из нее выходит достаточно горячий дым

При этом из нее выходит достаточно горячий дым.

Это всё достигается путём перекрытием доступа воздуха снизу свечи поддувалом (например, землей, песком).

Горение примуса можно приостановить – закрыв все отверстия, и использовать многократно, до полного её уничтожения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Табакур
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: