Осетины: потомки скифов и алан (фото, видео)

Ног аз — Новый год

Подготовка начинается задолго до самого праздника. Выбираются подарки близким и друзьям. На стол ставят много напитков — от морсов и компотов до более крепких, а также большое количество национальных блюд. Обязательно на столе три пирога, символизирующие солнце, воду и землю. Дети украшают елку и бегают вокруг нее.

Как и во всем мире, представители этого свободолюбивого народа отмечают 1 января по осетинским обычаям Новый год. Как праздновали раньше, так в общем празднуют и сейчас — в кругу семьи. Приглашают друзей и соседей, чтобы было веселей.

Старший стол молится о том, чтобы все плохое осталось в старом году, а все хорошее перешло в Новый год.

В полночь старший вновь молится и просит благословения в Новый год, затем поручает семью и рядом сидящих воле Всевышнего и его святым. Праздник длится до утра с танцами, тостами и весельем.

Широта души кавказского народа поражает и вдохновляет. Ведь не зря классики воспевали этих людей в своих произведениях. Многие могли бы поучиться обычаям осетинского народа. Кратко о них повествовать сложно, ведь они такие красивые и благородные.

Особенности

Среди главных особенностей осетинской одежды можно выделить следующие:

  • большое количество вышивки и традиционных осетинских орнаментов, каждый из которых имеет свое значение;
  • ткань, из которой выполняется национальная одежда, используется предпочтительно местного происхождения;
  • особенное значение в осетинской культуре имеет свадебный наряд. Он украшается особенным образом;
  • между мужской и женской верхней одеждой осетинцев много общего по крою и по способу ношения.

Цвета и узоры

Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу.

Каждый узор что-то символизирует. Так, на свадебном одеянии вручную вышивается символика, которая олицетворяет плодородие. На обычном костюме женщины изображаются орнаменты, которые обозначают покорность, повиновение, но в то же время самодостаточность. На мужских костюмах могут быть изображены символы силы, власти, мужества.

Ткани и крой

Для пошива этнической осетинской одежды предпочтительно используются ткани натурального происхождения. Современное текстильное производство дало возможность также использовать смесовые ткани лучшего качества, которые обладают отличными характеристиками.

В любом случае, по качеству ткани можно визуально определить принадлежность человека к тому или иному социальному слою населения.

Крой национальной одежды имеет отличительную черту – женские одеяния длинные, в пол, а мужские представляют собой удлиненные жакеты, с развевающимися в разные стороны полами.

В настоящее время в городах и селениях национальный костюм сохраняет свой прежний вид, как праздничный вариант: он является неотъемлемым атрибутом на свадьбе, праздничных торжествах и т.д.

Осетинский национальный костюм

Одним из самых ярких и самобытных национальных нарядов оправдано считается осетинский костюм.

В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам. В деревнях этот обычай более распространенный и чтимый. Однако, городские жители также чтят память предков, не забывая традиции и культуру своего народа, одним из элементов которых и выступает национальный, традиционный осетинский костюм.

Немного истории

С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливался ключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.

Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.

Особенности

Среди главных особенностей осетинской одежды можно выделить следующие:

  • большое количество вышивки и традиционных осетинских орнаментов, каждый из которых имеет свое значение;
  • ткань, из которой выполняется национальная одежда, используется предпочтительно местного происхождения;
  • особенное значение в осетинской культуре имеет свадебный наряд. Он украшается особенным образом;
  • между мужской и женской верхней одеждой осетинцев много общего по крою и по способу ношения.

Цвета и узоры

Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу.

Каждый узор что-то символизирует. Так, на свадебном одеянии вручную вышивается символика, которая олицетворяет плодородие. На обычном костюме женщины изображаются орнаменты, которые обозначают покорность, повиновение, но в то же время самодостаточность. На мужских костюмах могут быть изображены символы силы, власти, мужества.

Ткани и крой

Для пошива этнической осетинской одежды предпочтительно используются ткани натурального происхождения. Современное текстильное производство дало возможность также использовать смесовые ткани лучшего качества, которые обладают отличными характеристиками.

Крой национальной одежды имеет отличительную черту – женские одеяния длинные, в пол, а мужские представляют собой удлиненные жакеты, с развевающимися в разные стороны полами.

В настоящее время в городах и селениях национальный костюм сохраняет свой прежний вид, как праздничный вариант: он является неотъемлемым атрибутом на свадьбе, праздничных торжествах и т.д.

Разновидности

  1. Традиционный мужской костюм включает в себя натуральное нательное белье, черкеску, папаху, бурку, шубу и башлык. Внешний вид осетинского мужчины очень впечатляет, и вызывает бурю эмоций. Горячий темперамент отлично ассоциируется с внешним видом представителя сильной половины человечества этого народа.
  2. Женский национальный образ осетинки создают рубаха, специальный корсет, платье-черкеска с длинным рукавом и своеобразного головного убора. Также осетинские девушки и женщины очень любят украшать себя многочисленными застежками, изображающих птиц. Это олицетворяет волю, свободу и независимость.
  3. Детский осетинский национальный костюм практически ничем не отличается от взрослого, не считая того, что все детали в нем – миниатюрные и более красочные.

Аксессуары и обувь

Обувь осетины используют легкую и удобную, по типу спортивной. Чаще всего она шьется из натуральной кожи и имеет мягкую подошву.

Среди основных аксессуаров можно выделить головные уборы, как мужчин, так и женщин, пояса, расшитые особым способом и кинжалы для мужчин.

Отлично смотрится вариант женской осетинской одежды, выполненной в красно-белом цвете. Длинное платье, в сочетании с вышивкой красного цвета выглядит очень женственно, пышно и величественно.

Для мужчин классическим вариантом может стать удлиненная черкеска бежевого цвета, неотъемлемым атрибутом которой выступает пояс и кинжал, а также папаха.

Осетинский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

Источник

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Религиозные традиции

Традиции осетинского народа включают все общие для христиан праздники. Во время торжеств в храмах служится литургия, в день некоторых праздников в церквях совершается Всенощное бдение.

К числу общецерковных праздников относятся:

  • Рождество Христово― 7 января;
  • Крещение Господне ― 19 января;
  • Пасха ― преходящий праздник, празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. К Пасхе в Осетии готовят пироги, мясные блюда, красят яйца. У осетин это еще и поминальный праздник, поэтому принято посещать семьи, которые недавно потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать их;
  • Вознесение Христово ― отмечается на сороковой день после Пасхи;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы ― 7 апреля;
  • Троица ― 7 июня;
  • Успение Пресвятой Богородицы ― 28 августа.

Существуют осетинские традиции и обычаи, связанные с поклонением местным святым-покровителям.

  1. Доныскафан. Этот праздник называется «днем черпания воды», и отмечается на 6 день после нового года. Рано утром молодые женщины набирали воду из проруби, бросив в нее специально испеченную по этому поводу сдобную булочку. Считается, что семью, представительница которой наберет воду раньше всех, ждет Божья благодать.
  2. Ночь покровителя семьи (хицауы ахсав). По поверьям, у каждой семьи есть свой персональный покровитель. В первую неделю года, в ночь на среду, его задабривают, принося в жертву петуха.
  3. Балдаран. Отмечают в первое после Пасхи воскресенье. По древним поверьям, у каждого живого существа есть пара, а Балдаран ― день их единения.
  4. Кардагхассан (день трав). Отмечают через месяц после Пасхи. К празднику готовят «фыдджын» ― пироги с начинкой из листьев свеклы, женщины собирают полевые травы и цветы, и устилают ими полы в доме.
  5. Праздник Святого Георгия. Христианский праздник в честь покровителя и защитника обездоленных. Отмечается семь дней в конце ноября.

Торг за невесту

Под торгом принято понимать веселый спор, во время которого родственники жениха и невесты не хотят уступать друг другу. Часто подружки невесты прячут новобрачную, требуя за нее выкуп. В конце концов, родственникам жениха удается договориться со всеми. Выводит невесту старший шафер под звуки гармони. Потом ее усаживают в машину и увозят к жениху.

Как только автомобиль подъезжает к дому, невесту идут встречать люди, которые хотят пожелать ей счастья в семейной жизни. Чтобы девушка первым родила мальчика, ей дают подержать малыша мужского пола. Порог будущего дома невеста переступает с правой ноги.

Культура и быт аланских племен

Как потомки кочевников-скифов, аланы традиционно сохранили в своем быту и культуре все основные элементы образа жизни и мировоззрения своих древних предков-ямников и сармат. По словам древних авторов — современников алан, последние, как истинные номады (кочевники) перекочевывали на огромные пространства вместе со всем своим скарбом, семьями и пр. Как пишет Аммиан Марцеллин, у них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, они питаются мясом и молоком, живут в кибитках с «изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям». «Почти все аланы высоки ростом, — продолжает он, — и красивы, с умеренно белокурыми волосами. Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения (лук, стрелы, копье, дротик и пр. – авт.), и во всем похожи на гуннов, только с более легким и более культурным образом жизни… Они по варварскому (т.е. гуннскому – авт.) обычаю втыкают меч в землю и поклоняются ему как Марсу-покровителю стран, по которым они кочуют… Гадают о будущем по ивовым прутьям, собранным в определенное время. Рабства не знают, будучи все одинаково благородного происхождения, в судьи, начальники, правители выбирают до сих пор лиц, долгое время отличавшихся в боях», — заключает Аммиан Марцеллин – один из римских знатоков истории и культуры кочевых племен.

Это кочевнический период истории алан. С постепенным оседанием «на землю», с переходом к оседлой форме жизни значительно меняется их культура и бытовой уклад. Они начинают строить сначала земляные рвы и валы вокруг своих оседлых поселений, затем переходят к каменному зодчеству, начинают строить дома на каменном цоколе, сооружать каменные погребальные сооружения – склепы, гробницы и т.д. Постепенно начинают заниматься хлебопашеством, земледелием, огородничеством, разведением крупного рогатого скота, обработкой земледельческого и скотоводческого продукта.

С падением Хазарского каганата (под ударами арабов и русов) усиливается роль алан в международной политике. К ним начинает проникать христианство из Византии. Эта мировая религия у алан тесно переплетается с пережитками языческих представлений. В этом отношении в их культуре находят прямое продолжение языческие обряды и представления, как поклонение божественному мечу у скифов, как почитание меча у гуннов, воспринимавших его как божий дар Аттиле, как скифо-гуннский способ предсказывать будущее по гаданию на ивовых прутьях и т.д. Таким образом, аланы сохранили образ жизни, бытовые и культурные традиции своих предков-кочевников древней эпохи.

С падением Хазарского каганата аланские племена объединяются в мощное раннефеодальное государство, активно воздействующее на весь ход истории на Кавказе, в Крыму, Подунавье и Закавказье. В 20-х годах X века аланы принимают христианство, начинается в Алании мощный расцвет христианской культуры, строительство древнейших (старше Новгородских) храмов на реке Архыз, на Зеленчуке, на городище Эски-Джурт (Верхний Архыз), в других районах Карачая, Балкарии и прилегающих районах.

Христианство на Северном Кавказе развивалось и распространялось вплоть до утверждения Золотой Орды в этих областях. В XIV в. Было начато строительство раннемусульманских мечетей на месте прежних христианских церквей, у Эльхотовских ворот, в местности Татар-туп, на городище Нижний Джулат у г. Майский в Кабардино-Балкарии и других местах. Христианские церкви в Балкарии и Карачае функционировали вплоть до конца XVII века.

Необходимо иметь в виду, что как в Алании, так и в Балкарии и Карачае христианство сильно сочеталось с пережитками язычества.

Мощное развитие в Алании получило прикладное искусство, отображающее различные сюжеты мифологических представлений и легенд. Археологические находки говорят о том, что небывалого расцвета получили камнерезное, косторезное, кожевенное ремесло, обработка дерева, шерсти, горнорудное дело, а также обработка драгоценных камней и металлов, изготовление оружия: луков, стрел, копий, дротиков, ножей, кинжалов и сабель.

Широко был развит в Алании и обмен. Торговали с Византией, арабскими странами, Грузией, Арменией, странами Восточной Европы, Средней и Центральной Азией.

Осетинский национальный костюм

Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.

Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров. Национальный костюм не подвержен изменениям, отличается высокой степенью сохранности.

Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.

Мужской национальный костюм

Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постельюБурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.

Женский национальный костюм

Женский осетинский праздничный костюм сохранился лишь как элемент церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.

Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ».

Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном. В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ОСЕТИНЫ.

Слайд 2

Текст слайда:

Национальный костюм.

Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.

Слайд 3

Текст слайда:

Основные национальные праздники.

Доныскафан – праздник черпания воды.Бынаты хицауы ахсав — праздник покровителя жилища.Хайраджиты ахсав – ночь чертей.Ногбон – новый год.Куадзан – пасха.Балдаран – праздник оплодотворения природы.А так –же: Таранджелос, Николла, Реком, Кардагхассан, Дауджиты бон, Цыппурс, Джеургуыба, Мыкалгабырта, Фалвара, Мады майрам, Аларды, Атынаг, Хуцауры дзуар,Кахцганан, Уацилла, Задалескы нанайы барагбон.

Слайд 4

Текст слайда:

Традиционные блюда.

В основном у Осетин прославились традиционные пироги. На традиционную кухню Осетии оказал неизгладимое влияние образ жизни древних аланов. В отличие от нынешних жителей Осетии, их предки кочевали из одной земли Кавказа в другую. Аланы представляли собой скифо-сарматские племена. Общение их происходило на старинном иранском диалекте. Ещё в первом веке нашей эры одна половина кочевников решила осесть на территории нынешней Осетии, остальные – пошли дальше.Именно этот период положил начало истории традиционной кухни осетин. Кухня скифов-кочевников постепенно преобразуется в блюда народа Осетии. А иначе и быть не могло, теперь осетины живут на одном месте, имеют свои дома и хозяйство. Самым важным продуктом питания для них в это время становится мясо.

Слайд 5

Текст слайда:

Тип хозяйства Осетин.

Хозяйство Северной Осетии хорошо развито. Первое место в нем принадлежит промышленности. Она дает свыше половины всей валовой продукции.
Еще в 1913 году доля промышленного производства в народ ном хозяйстве Осетии составляла лишь 21%, а сами промышленные предприятия полукустарного типа выпускали главным образом: свечи, мыло, кирпичи и кожа. Исключение составлял серебросвинцовый завод.
Новый общественный строй умножил силы человека. Измени­лась структура народного хозяйства Северной Осетии, главное место заняла промышленность. И сама промышленность стала другой. Современная промышленность Северной Осетии пред­ставлена крупными машиностроительными, металлургическими, энергетическими, химическими и пищевыми предприятиями.
Объем промышленной продукции в Северной Осетии по срав­нению с 1924 годом вырос в 589 раз. В настоящее время промыш­ленность Осетии в день производит столько продукции, сколько производила за весь 1924 год. Иным стало и сельское хозяйство. В прошлом отсталое, разд­робленное и полунатуральное, оно превратилось в крупное, вы­сокомеханизированное и многоотраслевое. Прежде почти не­проезжая территория республики покрылась железными, шос­сейными, грунтовыми дорогами.

Слайд 6

Текст слайда:

Где расположена Осетия?

Граничит: на западе — с Кабардино-Балкарией, на севере — со Ставропольским краем, на востоке — с Ингушетией и Чечнёй, на юге — с Грузией и частично признанной Южной Осетией.Образована 7 июля 1924 года как Северо-Осетинская автономная область.

Слайд 7

Текст слайда:

Факты об Осетинах.

Северная Осетия граничит с непризнанной (точнее, частично признанной) Южной Осетией. Сами осетины весьма болезненно в массе своей относятся к разделению своего единого народа.Северная Осетия — один из самых густонаселённых регионов России.Более половины населения всей Северной Осетии проживает в одно городе — Владикавказе.Владикавказ с 1924 по 1934 год был центром сразу двух автономных областей в составе РСФСР — Северо-Осетинской и Ингушской. При этом сам город был самостоятельной административной единицей вне этих регионов.Абсолютное большинство жителей Осетии является православными. А всё потому, что эти земли были крещены на семьдесят два года до крещения Руси.В осетинском языке есть буква «Æ», которая в разных частях Осетии произносится по-разному. Впрочем, общаться между собой осетинам из разных частей региона это не мешает.На территории Северной Осетии проживают представители полутора десятков разных национальностей.

Слайд 8

Текст слайда:

Численность Осетин.

Численность Осетин составляет около 568.400 тыс. человек.

Красный

Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.

По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.

Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Табакур
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: