Содержание
-
Слайд 1
Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР
-
Слайд 2
Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.
Он не подвержен влиянию мимолетной моды.
Его мода — традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.
Л.А.Молчанова
-
Слайд 3
Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы
По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма
-
Слайд 4
холста сукна овчины
В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма
северный южный
-
Слайд 5
Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.
Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.
Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.
Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
-
Слайд 6
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью — лапти, сапоги, валенки.
Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.
Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
-
Слайд 7
Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож
-
Слайд 8
Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен
-
Слайд 9
Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой
-
Слайд 10
Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв
Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами
-
Слайд 11
Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца
-
Слайд 12
Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи
-
Слайд 13
Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.
К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником
-
Слайд 14
-
Слайд 15
-
Слайд 16
С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.
-
Слайд 17
В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.
-
Слайд 18
-
Слайд 19
-
Слайд 20
У южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос
-
Слайд 21
-
Слайд 22
Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско — бодьинский).19 –
середина 20 в.
-
Слайд 23
-
Слайд 24
-
Слайд 25
-
Слайд 26
«Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит вся
неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова
Посмотреть все слайды
Религия
Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом. Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне. Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами. Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:
- 1.Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
- 2.Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
- 3.Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.
Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.
Современные модели
Сегодня удмуртская национальная одежда, как это видно по фото, имеет мало сходства с традиционной. Мастера стали использовать фабричные ткани, из которых изготавливается практически вся одежда представителей этой народности. Особой популярностью пользуются трикотажные изделия. Молодежь предпочитает удобные и практичные вещи, изготовленные из штапеля и льна. Современные удмуртские платья – упрощенный вариант национального костюма. Настоящий, традиционный наряд стал элементом гардероба, который надевают только по праздникам, зато его имеет в своем «арсенале» каждый житель сельской и городской местности. В повседневной жизни мужчины и женщины предпочитают носить обычную одежду, которую носят во всем мире. Мужчины с удовольствием сменили шортдэрем на полушубки, пальто и пиджаки. Девушки и женщины вместо рубах носят практичные и нарядные платья, подчеркивающие их внешность. Но традиции не забывают: использование удмуртского национального орнамента в современной одежде ясно это демонстрирует. Трехцветные этнические узоры присутствуют на рубашках, платьях, поясах.
Похожие публикации
Современные модели
Сегодня удмуртская национальная одежда, как это видно по фото, имеет мало сходства с традиционной. Мастера стали использовать фабричные ткани, из которых изготавливается практически вся одежда представителей этой народности. Особой популярностью пользуются трикотажные изделия. Молодежь предпочитает удобные и практичные вещи, изготовленные из штапеля и льна.
Современные удмуртские платья – упрощенный вариант национального костюма. Настоящий, традиционный наряд стал элементом гардероба, который надевают только по праздникам, зато его имеет в своем «арсенале» каждый житель сельской и городской местности.
В повседневной жизни мужчины и женщины предпочитают носить обычную одежду, которую носят во всем мире. Мужчины с удовольствием сменили шортдэрем на полушубки, пальто и пиджаки. Девушки и женщины вместо рубах носят практичные и нарядные платья, подчеркивающие их внешность.
Но традиции не забывают: использование удмуртского национального орнамента в современной одежде ясно это демонстрирует. Трехцветные этнические узоры присутствуют на рубашках, платьях, поясах.
Испания: национальный костюм в ритме фламенко
Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев‑оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья — кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. Этот аксессуар и сейчас в почете у невест всего мира: в процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.
Особенности русской тряпичной куклы
У русской народной куклы:
Вам это будет интересно Шьём текстильную мышку самостоятельно, пошагово
Такая игрушка в 99 % воплощала в себе женский образ. Если ее планировали использовать для совершения обряда, игрушку заполняли очищенными от шелухи зернами. В такой кукле не должно было находиться ничего колющегося или режущегося. При изготовлении игрушки:
Любой острый предмет, который применялся при производстве, мог лишить объект его смыслового значения. Но куклы русские народные, которые дарили на свадьбы, крестины, другие праздники, как правило, все же сшивались, поскольку содержали множество декоративных деталей: бусинки было непросто привязать к ткани простыми нитками без помощи иглы.
Семейная кукла с общей рукой
Отсутствие глаз, рта и носа связывали с нежеланием:
В 19 веке тряпичным игрушкам начали рисовать лица. Таким простым образом игрушку пытались максимально очеловечить, приблизить к реальным условиям.
Мотивы орнаментов
На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.
Наиболее распространен в вышивке силуэт водоплавающей птицы. Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.
Мотив водоплавающей птицы обязательно присутствовал на рукаве свадебной рубахи девушки. Позднее он начал выглядеть как крылья утки.
История
Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат
Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен. Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать
Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность. Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.
«Со льном у меня не очень»
Ткани дизайнер берет на ижевских базах, частенько заглядывает в магазин «Леда» или в другие специализированные точки. Не всегда купленные материалы сразу идут в ход. Иногда может пройти несколько лет, прежде чем Дарали найдет хорошее сочетание и создаст платье.
Еще девушка обожает винтажные ткани из бабушкиного сундука и даже специально покупает их на блошиных рынках
– Если мне нравится какая-то фактура и она переплетением нитей, узором, тем, как соткана вещь, напоминает мне традиционный костюм, то я беру эту ткань, она вдохновляет меня на определенный фасон. Мне близко мыслить как реставратор. Могу повторить реплику (вещь, сделанная по мотивам оригинального предмета одежды. – Прим. ред.) традиционного платья, но чтобы она была не просто традиционной, а выглядела современно. У национальной элиты считается хорошим тоном, когда есть народный костюм: платье, фартук, мониста, ботинки, гетры, повязка, платок, украшение камали. У южных удмуртов, если ты замужем, принято носить чалму. Когда есть полностью парадный образ, то это очень хорошо. Многие эстонцы, кстати, копят себе денежки на национальный костюм и постепенно одевают себя, потому что одна только юбка стоит очень дорого, это ручная работа.
Фото: Диля Ахмадишина
Фото: Диля Ахмадишина
Фото: Диля Ахмадишина
Фото: Диля Ахмадишина
Шьет Дарали из хлопковых тканей и совсем не любит лен, потому что он сильно мнется.
– Некоторые любят лен, коми-дизайнеры, например. У меня много знакомых, которые делают упор на этномоду и шьют только из экологических тканей, например, Валентина Решетникова. Но у меня со льном не очень, может, потому, что я по цветотипу темненькая. Лен редко бывает ярких оттенков. Мне кажется, что в льняном я бледная, поэтому я просто захожу в магазин, вдохновляюсь цветом, фактурой других тканей. Один материал, например, напомнил мне удмуртское ткачество манерой переплетения нитей.
Фото: Диля Ахмадишина
Цветовая гамма зависит от района. У южных удмуртов чаще всего используется красный и черный цвета, у северных – белый. У башкирских удмуртов под влиянием татар сложилась яркая цветовая гамма – в основном это красный и черный цвета, но распространены и синий, зеленый, бордовый.
– Если посмотреть на старые тканые платья, то они будут выглядеть так же, как сейчас, но с другим сочетанием тканей. У меня трикотажные платья, потому что хочу, чтобы они выглядели круто и вписывались в современный гардероб, чтобы их можно было носить, например, со спортивной обувью. Они универсальные, их можно носить и с фартуком, и это уже более традиционный вариант. Если хочется добавлять современные элементы, то с рюкзаком, ботинками на грубой подошве, и это смотрится совсем по-другому.
Я не могу сказать, что я делаю очень дерзкую одежду. Последняя коллекция достаточно спокойная. Но бывает, что платье очень яркое или этническое
Дарали Лели, дизайнер
Один из фартуков в шоу-руме Дарали несколько месяцев вручную ткала ее тетя. Делала она это на станке в 1960-70-е годы! Сама же Дарали сшить платье может за один день, но если оно с какими-то оборками, вышивками, то потребуется больше времени – дня два-три.
Тот самый фартук, который ткала тетя дизайнера, – посередине Фото: Диля Ахмадишина
– Если ткани замачиваю, отглаживаю, тогда подольше. Еще процесс зависит от скорости выбора материала, подготовки, когда пытаешься мыслить коллекцией. Хотя последнее у меня никогда не получалось. Я делаю коллекцию, и какие-то вещи не вписываются, я не могу отшивать по 20 «луков» (образов. – Прим. ред.), это очень затратно, и это определенный статус дизайнера: когда ты профессионал и этим живешь, только шьешь и продаешь
Для них важно количество, чтобы все окупалось, они арендуют студию, покупают технику, а я шью дома. У меня есть много знакомых дизайнеров, которые ткут и вышивают вручную, Татьяна Тихонова, например, или Маша Андриянова какую-то деталь может вышивать несколько лет
Декор костюма
Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.
Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.
В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.
Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.
Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.
Мастер-класс по изготовлению
Существуют различные традиционные способы создания кукол в удмуртском стиле. Такие игрушки пользуются спросом, так как они яркие, их делать несложно, они нравятся детям. Ниже предлагаются самые простые варианты.
Ингредиенты для создания куклы-закрутки:
- два отрезка квадратной белой ткани 10 на 10 см;
- два квадрата белой ткани 6 на 6 см;
- красная ткань для юбки 20 на 10 см;
- яркая ткань для платка 10 на 10 см;
- прямоугольный лоскут для фартука 6 на 10 см;
- также потребуются нитки мулине, вата.
Сначала формируют голову. В первый квадрат белой ткани кладут вату и закручивают нитками, чтобы вышла круглая форма. Из второго квадрата ткани делают руки, поэтому его скручивают в трубочку. Предварительно края белого лоскута подкручивают внутрь с двух сторон. Концы «рук» завязывают нитками. Затем руки привязывают к туловищу (берут торчащую часть лоскута от головы).
Далее формируют грудь. Нужно сделать 2 круглые формы по такому же принципу, как и голову, только размером в два раза меньше. Далее грудь привязывают к туловищу нитями. Следующий шаг – привязывание юбки со стороны изнанки к туловищу. После привязывания нитями юбка оборачивается наружной стороной. В конце подвязывают фартук.
Как сделать зерновую куколку: мастер-класс
- Требуемые ингредиенты – ткань красного цвета, красная шерстяная нить, плотная белая нить, гречка и риск, монета.
- На ткань нужно положить монетку.
- Затем сверху засыпают гречку и рис, в небольшом количестве. У удмуртов есть поверье, что нельзя сыпать зерно обратно, если его пересыпали на ткань, поэтому пищевые ингредиенты насыпают медленно и постепенно.
- Лоскут ткани собирают и хорошо связывают прочной ниткой.
- Далее по желанию можно надеть на оберег платок или повязать фартук из ткани.
История и особенности
Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.
Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.
Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.
Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.
В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.
Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.
Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.
Современный мужской, женский, детский костюмы
можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами
Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах. Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель
Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин
Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.
Женский костюм
Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.
Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.
Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.
Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.
По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.
Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.
Традиционные повседневные одежды и обувь
Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:
- каждодневная одежда;
- праздничная;
- облачение для обрядов (погребальные, свадебные).
Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.
Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.
Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:
- шубой из овчины;
- отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.
Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.
Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.
Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:
- светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
- свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
- рубашечный воротник – украшался вышивкой;
- тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
- в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.
Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.
Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.
Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.
Обувь
В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.
Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.
У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.
ВаленкиЛаптиПоршни
Национальные костюмы Япония
В Японии национальный костюм — это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно — это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.
Сегодня кимоно надевают — как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.
Национальная обувь, головные уборы и украшения
О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.
Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.
В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.
Немного истории…
Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет. Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы. В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.
Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники. Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.
Дагестанский
Еще один национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский — он является одним из самых ярких и характерных в северокавказской культуре. Он создавался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали многочисленные изменения, однако основа оставалась неизменной.
Для мужчин классический комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги, а также головной убор — меховая папаха. Дагестанские женщины одевались строго по мусульманской традиции — в платье, полностью закрывающее тело, и платок. Такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием оттенков.
Конечно, существуют десятки других народов России со своими уникальными яркими костюмами, которые поражают своей красотой и неповторимостью. Однако во всех них есть общие элементы, по которым можно понять, что они принадлежат именно народу из России.
Декоративно-прикладное искусство
О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.