Боливийские национальные костюмы
Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.
Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.
История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.
Секреты ткачей и сари ручной работы
Обычно у индийских женщин очень много сари. Даже в самых бедных семьях женщины могут позволить себе иметь с десяток, а то и больше сари разных цветов — пусть это даже будут не дорогие шелковые, а дешевые синтетические.
Сари в Индии — это не то же самое, что для нас в России кафтаны и сарафаны. Это не умирающая традиция. Сари носят не только в деревнях, но и в крупных городах, Дели, Калькутте, как каждый день, так и на светские приемы. Конечно, западный стиль одежды тоже присутствует, кроме того, распространены мусульманские сальвар-камизы — тоже довольно целомудренная закрытая одежда, состоящая из широких брюк, длинной туники (курты) и платка.
Но сари пользуются большим спросом, поэтому это также крупный бизнес. В каждом индийском городе и даже селе есть рынки и магазины, где продают только сари. Традиционно магазинчики в Индии, особенно торгующие одеждой, устроены так, что при входе покупатели снимают обувь. Затем вы садитесь на застеленный сплошными матрасами пол и ждете. Продавцы начинают расстилать перед вами свой товар, доставая его с полок и из подсобок.
В каждом индийском городе и даже селе есть рынки и магазины, где продают только сари
Выбор поражает воображение. В каждой лавке — сотни сари. Это и простые хлопчатобумажные за 300—500 рупий, и шелковые за 15 тысяч рублей. Конечно, много и синтетических — из креп-шелка, шифона и так далее.
Для любой женщины такие магазины — просто рай. Не нужно мучаться, подбирая размер и фасон. Главное — определиться с тканью и расцветкой. Обычно индийские женщины приходят в такие лавки с мужьями. Сари, естественно, не меряется, но мужчины безошибочно определяют, какие цвета и фактуры подойдут их женам. Покупают при этом не одно сари, а сразу несколько. Я, случалось, наблюдала, как опытные женщины, которые хорошо разбираются в качестве тканей и производителях, за 10 минут выуживают из огромных стопок нужные им сари и уходят, довольные покупкой. Ну а те, кто хотят продлить удовольствие, могут сидеть, перебирая ткани и общаясь с дочерями и внучками, в течение многих часов, никуда не торопясь. Потом можно также уважить хозяина магазина и поторговаться с ним, сбавив цену.
Отдельно надо сказать о качестве тканей, идущих на сари. Историки пишут, что хлопок существовал на территории Индии за много веков до того, как его начали производить на Западе. То же самое относится ко льну и шелку. Индийские ткачи были исключительно мужчинами и свои секреты передавали по наследству сыновьям. Они были настолько искусны в своем деле, что, когда Индия стала колонией Британии, было приказано отрубить у всех ткачей в стране большие пальцы рук. Так Британия боролась с конкурентами их фабрикам, производившим ткани на потоке.
Но многие традиции сохранились до сих пор, каждый штат Индии имеет свой стиль в производстве сари. И, конечно же, муж из командировки в другой штат должен привезти традиционное для этого штата сари для женщин своей семьи. Больше всего ценится handloom — сари ручной работы, тканые на станке, нежели фабричные. Таких сари, например, много в Ориссе и Южной Индии — как шелковых, так и хлопчатобумажных. Известны канчапурские и бенаресские шелка.
Хлопковые сари обычно продают накрахмаленными, и их нужно пару раз простирать, прежде чем складки начнут хорошо ложиться. На лето такие сари — лучше всего, они легкие и тонкие. А на зиму имеются даже шерстяные сари, очень теплые, и к ним чоли с длинным рукавом из плотных материалов.
У мужчин тоже есть своя традиционная несшитая одежда — дхоти. Фото Индрадьюмны Свами
Индийские свадебные традиции
Свадебные традиции и обычаи в Индии можно сравнить со строгими законами, которым обязательно необходимо следовать всем и каждому. Браки в Индии заключаются на всю жизнь, и даже после смерти, согласно верованиям индусов, души супругов остаются вместе. Многочисленные обряды, которые выполняют молодожены, призваны на веки скрепить их союз, чтобы никакие силы не смогли разлучить молодых.
Как проходит свадьба в Индии?
- Традиции современной свадьбы в Индии практически ничем не отличаются от тех, что были сотни лет назад. Брак в Индии заключается без одобрения невесты: жених или его родители подыскивают подходящую кандидатуру и спрашивают согласия у родителей девушки. Если они дают добро, свадьбе быть.
- Одной из индийских традиций является составление гороскопов жениха и невесты. Если, согласно звездам, пара хорошо совместима, свадьба сможет состояться. Гороскоп также используют для поиска благоприятного дня для свадьбы.
- За 2-3 месяца до свадьбы проходит помолвка молодых, на которой жених надевает на палец невесты обручальное кольцо. С этого момента родители невесты начинают собирать для дочери приданое: многочисленные сари, украшения, кухонную утварь и др.
- Индийские свадьбы удивляют своими масштабами: на праздник может быть приглашено до 800 человек! Свадебное застолье предполагает наличие исключительно вегетарианских блюд – мясо, рыба или яйца не подаются гостям на свадьбе.
- В день торжества молодым запрещено принимать пищу до самой свадебной церемонии, которая состоится вечером в доме невесты. Жених приезжает верхом на лошади или встречается с невестой на специальной площадке. При встрече молодые обмениваются друг с другом венками из цветов, которые символизируют соединение двух сердец.
- Восточную свадьбу сопровождают музыканты, которые поют традиционные песни и играют на музыкальных инструментах. Все гости веселятся и танцуют, вокруг царит атмосфера настоящего праздника.
- После праздничного ужина молодые идут в специально подготовленный храм «веди», в центре которого горит огонь. Молодым необходимо обойти священный огонь семь раз, после чего они уже навеки связаны узами брака.
Необычные свадебные традиции Индии:
- Гайе холуд. Традиционный индийский свадебный обряд «гайе холуд» предполагает прославление желтого цвета, который символизирует солнце, постоянство и верность. Присутствующие красят себе лбы желтой краской и обсыпают друг друга желтым порошком. После церемонии отец жениха начинает перечислять имена усопших предков, словно сообщая им о том, что у их потомка скоро состоится свадьба. Обряд «гайе холуд» повторяется и в доме невесты, куда после первой церемонии направляются все гости.
- Халди и Мехенди. Еще одни свадебные традиции, популярные в Индии, это Халди и Мехенди. Во время церемонии Халди замужние женщины наносят на кожу невесты смесь куркумы и горчицы, а мать поливает ее водой в знак благословления. После окончания этого обряда невеста должна раздавить ногой четыре глиняные тарелки, что означает ее готовность противостоять всему злу и несправедливости, которое может встретиться на пути молодых. Этот обряд также может сопровождаться церемонией Мехенди, во время которой руки и ноги красавицы-невесты украшаются красивыми узорами из хны. Чем глубже и ярче цвет мехенди – тем сильнее любовь жениха к своей избраннице.
- Тилак. Свадебная церемония Тилак предназначена для мужской части семей и проводится отцом невесты, который должен поставить на лбу жениха специальный знак из кумкума. Таким жестом он благословляет будущий союз и одобряет жениха в качестве зятя.
- Сангит. Сангит является одной из самых веселых предсвадебных церемоний, которая сопровождается музыкой и танцами. По традиции, в дом невесты приглашаются родственницы, которые устраивают предсвадебные песнопения под аккомпанемент народных инструментов. Девушки танцуют, шутят и веселятся, и поздравляют невесту с предстоящей свадьбой.
Не забываем про аксессуары в индийском стиле
Среди аксессуаров в индийском стиле выбирайте сережки ярких расцветок, длинные, с перьями, крупные с бисером, крупными камнями и традиционными национальными мотивами. Браслетов чем больше – тем лучше. Подойдут даже простые тонкие браслеты, но в большом количестве. Дополнят образ девушки в индийском стиле многочисленные подвески, бусы и ожерелья.
И не забудьте, что в Индии довольно часто щиколотку украшают различными браслетами или одним, но эффектным. Большие перстни с драгоценными и полудрагоценными камнями будут выглядеть очень эффектно и порадуют глаз окружающих. Кроме этого, девушки в Индии частенько делают пирсинг, который у некоторых жителей также считается отдельным аксессуаром, заслуживающим внимания.
Главное для всех аксессуаров в индийском стиле – яркие краски и необычные цветочные мотивы.
Традиционный индийский аксессуар – это, конечно же, платок. Он может быть самых разных расцветок, содержать вышивку или рисунок с традиционным мотивом. Часто бывает, что платок считают выполненным в индийском стиле, даже если он выполнен в одной цветовой гамме и не содержит украшений – здесь на первый план выходит ткань. Это может быть шелк, лен, хлопок и кашемир.
Из обуви на девушках в Индии чаще всего можно встретить босоножки и сандалии. Можете спокойно сочетать их и с привычным повседневным образом, и с одеждой в индийском стиле. Также можно выбрать любую другую обувь, например балетки, выполненную в этом же стиле (не забудьте про вышивку, бисер и яркие цвета).
Головные уборы
Женщины не носили головных уборов, но предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты или носить декоративные обручи. Но для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных типов:
- данные;
- май-сюр-пета;
- раджастхани-пагари.
- фета;
- ганди;
Для индусов считалось очень важным защитить свои волосы от сглаза, так как это олицетворяло их храбрость. По внешнему виду чалмы можно было судить, к какой касте или государству принадлежит этот человек. В наше время их надевают только по случаю особого события, например, выпускникам вместо привычной четырехконечной кепки дарят майсурскую пету.
Всегда желать мужу добра
Первое наставление, которое я получила от Гиты Говинды при знакомстве, было: «Что бы ни случилось, никогда не говори никому плохого о своем муже. Ни родственникам, ни матери, ни подругам. Женская сила такова, что просто молясь о муже и хорошо думая о нем, жена способна защитить мужа от многих бед».
«Для нас муж почти Бог. Потому что твоя жизнь зависит от мужа полностью. Он тебе дает и предоставляет все. Возьмите, к примеру, мое положение. Если мой муж выгонит меня, то у меня ничего не будет. Прибежище, еда, всем обеспечивает муж», — говорит Гита Говинда. В традиционной культуре женщинам не рекомендуется ходить на работу и общаться с другими мужчинами, кроме мужа.
Пышные формы украсят платья в индийском стиле
Женщинам с пышными формами рекомендуется обратить свое внимание на элементы одежды восточного стиля. Все те же, ранее уже описанные в статье, прямые силуэты классических сари помогут придать фигуре легкости, длинная ниспадающая юбка уберет визуально лишний объем в бедрах и, возможно, не совсем идеальные ноги
Изящная драпировка на плече, даже если она будет полупрозрачной, скроет полноту верхней части рук. При этом традиционная отделка и украшения на груди привлекут внимание к главному достоинству дам «в теле». В целом же образы, созданные с помощью индийских платьев больших размеров, получаются элегантными и женственными.
Особенности и концепция
Традиционный всегда узнаваем. Особенная концепция магии, ярких красок и комфорта издавна была обусловлена традициями народа с богатой событиями историей. Особенности, которыми наделен индийский стиль, следующие:
- Легкие, струящиеся летящие ткани.
- Многослойность.
- Закрытость нарядов.
- Яркие краски, народные мотивы и необычные принты.
- Простой элегантный крой.
Одежда в стиле волшебной и сказочной Индии всегда очаровательна, самобытна, пронизана духом яркой изысканности. Современный образ индийской стилистики несколько европеизирован и немного отличается от той сказочной одежды жителей Древней Индии. Неизменно одно: все без исключения платья, костюм, индийские юбки, туники или сарафаны обязательно очаровательны в своей элегантной скромности.
Современная индийская одежда выглядит все так же ярко и колоритно
Сари
Самая известная традиционная женская одежда в Индии – это, конечно же, сари.
В древние времена сари состояло из 2 отрезков материи: первым отрезком обматывали бедра, а вторым накрывали грудь и плечи. Второй кусок материи назывался «дупатта». Его концы заправляли в юбку, завязывали сзади на спине или оставляли свободно свисать спереди.
Современное сари состоит из одного цельного отрезка ткани. Его длина колеблется от 5 до 12 метров. Ширина до одного метра. Сари может быть однотонным, либо с узорчатым бордюром по нижнему краю. Иногда бордюров может быть два – по верхнему и по нижнему краю сари.
Палу – край ткани, который перекидывают через плечо. Его стремятся богато украшать, поскольку по этой части сари окружающие оценивают красоту всего наряда.
Сегодня могут быть любых цветов и оттенков, а в древности придерживались определенных правил:
- белое, без украшений носили вдовы.
- желтое – женщина в течении первых 7 дней после родов.
- красное, обогащенное золотой вышивкой, – свадебное сари.
- синее носили женщины низших каст.
Головные уборы
Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:
- датар;
- пхета;
- ганди;
- май-сур-пета;
- раджастхани-пагари.
Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.
Индийский костюм для танца
Для некоторых традиционных танцев, таких как хагра, беллиданс, индийские женщины также одевают ленга-чоли. Но для исполнения других классических индийских танцев выбирают и иные виды костюмов. Помимо универсального сари, есть и некоторые такие разновидности, как например, костюм в виде «пижамы», который впервые был замечен на известной танцовщице в стиле бхаратанатьям. Именно Рукмини Деви Арундейл считается создательницей этого фасона, который шьется из сари. Для костюма выбираются яркие цвета, а сама ткань украшается каймой из золотых нитей под названием зари. Вышивка (зари бутту) также может быть и на основной части ткани. Составляющие наряда: равикей (блуза), дхавани (нагрудник), качам (брюки с набедренником) и висири (плиссировка, закрепленная на брюках). Но это лишь один из наиболее распространенных вариантов, ведь у каждой танцовщицы собственный оригинальный подход к своему сценическому костюму.
История сари
Слово «сари» произошло от санскритского слова शाटी śāṭī, означающего «полоса ткани». В древней санскритской и буддистской литературе женскую одежду обозначали словом «Саттика».
Сари зародилось в эпоху Индской цивилизации, процветавшей на северо-востоке Индийского субконтинента в 2800–1800 гг. до н.э. Хлопок здесь начали выращивать и использовать в V тысячелетии до н.э., шёлк — в 2450-2000 гг. до н.э. Натуральные красители того периода (индиго, марена и куркума) используются и в наши дни. Древнейшим известным изображением сари является статуя жреца в драпированной одежде, найденная в долине Инда.
Согласно литературным источникам VI века до н.э., сари предшествовал наряд из трех кусков ткани: Антария — напоминающая мужскую традиционную одежду дхоти драпировка в стиле «рыбий хвост», при которой ткань свободно облегала ноги, пропускалась между ними и спереди ниспадала красивыми складками; Уттария — накидка на плечи и голову, сегодня известная как дупатта или гхунгат; Станапатта — повязка на грудь, к I веку н.э. превратившаяся в чоли.
Авторы трактата «Дхармашастра» писали, что одежда женщины не должна открывать пупок, и на некоторое время это стало табу. Однако «Натья-шастра» — древний индийский труд, описывающий каноны танца и костюма, — указывает, что пупок Верховного Божества является источником жизни и творчества, следовательно, верх живота должен быть открыт.
Панджаби или сальвар камиз
Еще одним видом традиционной одежды индийских женщин является сальвар камиз, или, как его еще называют по причине большой популярности в Пенджабе, панджаби. Этот костюм изначально появился несколько веков назад на территории современного Афганистана, а в Индию попал благодаря кабульским патханам.
Он состоит из двух частей: шальвар (сальвар) – широких благодаря множеству складок сверху и зауженных в районе щиколотки брюк — и длинной туники с боковыми разрезами – камиз. Но такие туники могут сочетаться не только с сальварами, их также носят и со штанами, клешенными от бедра – шарарами, узкими брюками чуридарами и шальварами в стиле патиала, у которых множество складок на брючинах и кокетке. Как сальвары, так и камизы украшают вышивкой, блестками, зеркалами или орнаментом. Дополняют все эти наряды чунни или дупаттой – длинным и широким шарфом. И если раньше индийская одежда в Москве, да и в других российских городах встречалась только в театральных постановках, концертных выступлениях танцевальных коллективов и музеях, то сегодня можно купить сари или камиз в магазинах этнических и экзотических товаров, которых довольно много.
Традиционная одежда и ее значение
С первым упоминанием индийской цивилизации в литературных источниках того времени связаны и упоминания о традиционном национальном костюме «дхоти», который тогда еще не имел половой принадлежности. Немного позже появился прототип сари, о котором свидетельствуют скульптуры богинь, облаченные в драпированную ткань.
Однако некоторые историки утверждают, что ношение всевозможных платьев и юбок было навязано англичанами во время колонизации Индии. Считалось, что до этого женщины ходили с голой грудью. У самих индусов есть легенда, датируемая 5 тысячелетием до нашей эры, связанная именно с таким вариантом одежды, как сари. Когда-то правитель древней Индии проиграл свою супругу в кости, но победитель не смог овладеть ею из-за бесконечно длинной ткани, обернутой вокруг тела женщины. Умело задрапированные полоски шелка помогли царице сохранить честь. С тех пор сари считается символом нравственности и целомудрия.
Индийская одежда для женщин не только подчеркивает их женственность, скрывает недостатки фигуры, но и имеет практичный характер. Издревле индусы предпочитали шить одежду из натуральных, легких тканей, комфортных для тропического климата Индии
Ткань имела важное социальное значение. Представители высших сословий носили исключительно шелковые или льняные одеяния, тогда как слуги и купцы могли позволить себе только хлопчатобумажные изделия
Сегодня люди уже не так яро отстаивают свои традиции, но тем не менее, в одежде сохранился индийский стиль, особенно по праздникам индусы стараются одеваться максимально традиционно. А теперь рассмотрим самые популярные варианты традиционной одежды Индии.
Женская
- Сари — это цельный отрезок ткани длиною в 9 метров и шириною до 1 метра. Куском ткани девушки обматывают талию, а ее край закидывают за плечо. Эту часть стараются богато украсить, так как она находится на первом плане. Для повседневной жизни выбирают однотонный цвет, но края расшивают золотыми нитями, пайетками или блестками;
- Гагра-чоли – это длинная юбка с коротким топом или лифом без рукавов, плотно обтягивающим грудь, а вот юбка напротив должна быть свободной и полностью скрывать ноги. Они шьются из тонкой ткани, так как поверх них, как правило, девушки надевают сари;
- Шальвар-камиз, или панджаби – так называются костюмы из шаровар, свободных на бедрах и зауженных к низу, а также туники с разрезами по бокам, начинающимися от талии. Костюм дополняет длинный шелковый шарф — дупатту, который используют как вуаль. Стоит отметить, что этот аксессуар стал очень популярным среди европейцев.
Конечно, в индийской женской одежде есть масса разнообразных нарядов, характерных для разных регионов. Так, чуридар-курта — это вариация шальвар-камиз, единственное отличие которого заключается в длине туники. А мундум-нерьятхум и мекхела-чадор — это формы известного нам сари, только с прикрытым животом. Существует более десятка разновидностей обвязывания ткани вокруг тела, каждое из которых имеет свое название.
Мужская
- Дхоти – вариант индийской одежды для мужчин, который представляет собой широкие штаны из ткани отрезком в 5 метров. Два конца ткани обвязывают вокруг бедер мужчины и завязывают в узел по центру. Затем одним концом обматывают левую ногу и закрепляют на поясе за спиной, а второй конец закладывается за пояс спереди. Несмотря на неудобство в процессе надевания, мужчинам и мальчикам очень комфортно носить дхоти в домашней обстановке;
- Курта является дополнением к дхоти, это длинная рубаха до колен с вырезом на груди. Их также украшают разноцветными нитями, вышивкой и драгоценностями;
- Шервани — это своеобразное пальто или сюртук ниже колен с застежками на передней его части по всей длине. Его обычно надевают вместе с шальварами (шароварами) или с чуридарами (зауженными штанами). Шервани считается праздничной национальной индийской одеждой.
Головные уборы
Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:
- датар;
- пхета;
- ганди;
- май-сур-пета;
- раджастхани-пагари.
Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.
Головные уборы
В большинстве индийских штатов мужчины носят тюрбаны, которые заметно изменяются в зависимости от главенствующих в них культуры и обычаев. Головной убор у современных индусов предназначен для различных объединений и обществ, с их помощью можно понять, какую идеологию поддерживает тот или иной человек.
Дастар
Тюрбан, который носят сикхи, называется дастар или пагри. Для них он значит очень многое, прежде всего – это знак доблести и высокой духовности. Сикхи закрывают тюрбаном свои волосы, которые они никогда не стригут.
Пхета
В штате Махараштра тюрбан называют «пхета», так он звучит на языке маратхи. Его носят в торжественных случаях. Раньше эта одежда была обязательной, но с течением времени пхета изменил внешний вид, появились другие варианты.
Майсур-пета
Этот головной убор носили мужчины в городе Майсуре, чаще всего во время официальных встреч с иностранцами или на праздниках. Теперь Майсур-пета служит символом национальных традиций, даже местный университет заменил на них классические академические шапочки.
Раджастхани-пагари
В штате Раджастхан тюрбаны называют пагари. Индиец, взглянув на их обладателей, может сразу определить район проживания и касту
Особое внимание уделено цвету. Белый, как и во многих случаях, означает траур, шафрановый — доблесть
Ганди
Еще во время освободительного движения лидер Махатма Ганди сделал этот тип головного убора популярным. Его цвет – белый. Раньше его носили преимущественно политические деятели, но в настоящее время никаких ограничений не существует.
Шелк
Говоря о шелке, стоит упомянуть, что он родом из Китая, и поэтому, скорее всего, его производство было взято у китайцев. Шелк считается в Индии той тканью, которая наиболее всего подходит для религиозных ритуалов и церемоний.
В древности социальный строй в Индии делился на несколько родовых каст, и при этом белый шелк полагалось носить брахманам (жрецам, высшей касте), а черный – шудрам (низшая каста, находилась в услужении у других).
Исторически в Индии образовалось два крупных центра производства шелковых тканей – города Бенарес и Канчипурам. Бенаресские ткани характеризуются богатством, золотом, сложностью исполнения. Мастера из Канчипурама же специализируются на сари, которые очень элегантны и исполнены в безошибочной цветовой гамме.
Это интересно: Про ткань бостон — состав, плюсы и минусы при использовании
#3
Мало кто знает, что основатель самой знаменитой компании по производству женского бeлья «Victoria`s Secret» — мужчина по имени Рой Реймонд. Однажды, захотев преподнести своей жене красивое и эффектное нижнее бeлье, Рой отправился по магазинам и неожиданно столкнулся с целым рядом проблем. Во-первых, продавщицы были смущены и не понимали, что делает в таком месте мужчина, а во-вторых, выбор в магазинах был очень скудным и однообразным.
Так ничего и не купив, Рой решил открыть собственный бутик и даже придумал линейку женского нижнего бeлья.
Кстати, назвал свою фирму Реймонд не именем собственной жены (ее звали Гэй), а в честь королевы Великобритании Виктории, которую он считал иконой стиля и просто боготворил.
Ткани и цвет
Расцветка ткани играет большое значение в национальной индийской одежде. В жаркое время года женщины носят одежду холодных оттенков, в дождливые дни предпочитают теплый цвет, а с наступлением ночи облачаются в яркие цвета. Каждый цвет имеет свой смысл.
- красное сари с золотой росписью выбирают для невесты, так как он символизирует счастье в семейной жизни;
- белый цвет считается траурным. его носят вдовы, не имея права надевать серьги и браслеты после смерти мужа. Но это не значит, что остальным нельзя надевать белое сари — главное, чтобы оно не было однотонным, на нем должна присутствовать вышивка;
- зеленый цвет символизирует спокойствие и подходит для повседневной жизни;
- желтый цвет носит женщина после родов несколько дней, так он считается священным, означает очищение и приносит благо;
- розовый – цвет юности и скромности;
- оранжевый цвет в случае с мужчинами символизирует аскетизм, а с женщинами — хранение тепла и домашнего очага;
- синий цвет является символом бедности, его носят представители низших каст;
- черный цвет означает смерть, его не надевают на детей, во время торжеств и значимых событий.
Мужские головные уборы
Мужская мода в Индии изобилует большим количеством головных уборов для представителей сильного пола.
Самыми популярными являются:
- дастар;
- пхета;
- майсур-пета;
- раджастхани-пагари.
Первый из перечисленных уборов является традиционным для молодых и зрелых индийцев и сикхов. Он отождествляется с верой и духовностью. Также считается, что он защищает от чужих глаз волосы сикхов, которые им запрещено остригать. С течением времени этот убор видоизменялся, ведь каждый старался создать свой неповторимый стиль.
Дастар можно назвать религиозным головным убором
Пхета – это не что иное как тюрбан. В древние времена этот предмет одежды считался обязательным для мужчин. В наше время его можно увидеть только на торжественных событиях и празднествах.
Обычно пхета выглядит достаточно просто
Но существуют и более изысканные варианты
Майсур-пета получил свое название в честь города Майсур. Сначала этот предмет одежды носили в основном бродяги, но со временем он стал символом культуры и традиций этого города. Этот головной убор одевают на вручение дипломов вместо обычной шапочки в местном учебном заведении.
Индийские мужчины в майсур-пета
Интересный факт: считается, что обмен тюрбанами у представителей мужского пола – это знак настоящей дружбы.
Раджастхани-пагари очень разнообразны, как по цветовой гамме, так и по стилистике. У мужчин этот предмет показывает его касту, родной регион и положение в обществе. В неком роде, этот тюрбан заменяет индийцам паспорт.
В Раджастхане вы увидите самое большое разнообразие тюрбанов
Сари – как главный атрибут женского образа
Это один из самых красивых и в то же время простых нарядов. Ведь, по сути, секрет состоит в том, что сари – это не что иное как длинный отрез ткани, который необходимо лишь правильно завернуть. Его длина обычно составляет от 4,5 до 9 метров ткани. А ширина достигает около метра.
Одно из достоинств сари — это многообразие цвета и узоров
Интересный факт: ткани для сари ткались исключительно мужчинами. В некоторых случаях на одно одеяние уходило более полугода работы. А красили ткани исключительно натуральными красителям
Это одеяние можно носить несколькими способами. Именно от возраста и принадлежности к определенному классу, зависит то, как и какое должна женщина одевать сари. Такой костюм имеет еще два важных элемента – два бордюра (один на верхнем участке ткани, другой на нижнем). То, как они украшены, также свидетельствует о многом. Край ткани, который обычно носят через плечо, также является важным элементом. Именно его стараются украсить больше всего.
Как надевать сари
Также важно было соблюдать и цветовую гамму. Например, если женщина осталась вдовой, она некоторое время в знак траура должна одевать белое сари с полным отсутствием любых украшений
Желтый костюм предназначался для женщин в первую неделю после родов, а красный с разнообразной вышивкой и золотом считались свадебными сари. Самые обычные девушки из низших сословий должны были носить синее сари.
Как сшить сари
Казалось бы, что там шить — кусок ткани и ничего больше. По сути, это так, если опустить нюансы. А нюансы, как раз-таки, важны
Например, важно учитывать длину и ширину необходимого отреза (примерно,115 сантиметров ширины и от 5 до 9 метров длины). Просто выкроить необходимый кусок мало
Обязательно обработайте края, чтобы ткань не сыпалась. И не забывайте, что один конец сари, который перекидывается через плечо, должен быть украшен вышивкой или красивой тесьмой. Но одно сари не наденешь. Нужно еще сшить нижнюю юбку и блузку. Ткань для сари лучше выбрать легкую, например, шифон, атлас или шелк, так как такие ткани легко принимают различные формы. Ткань может быть как однотонной, так и цветной (только запомните, что с однотонным сари нельзя будет носить украшения и вычурную обувь). Плотные ткани не подойдут, так как они плохо ложатся, не принимают нужную форму и довольно грубо выглядят. Убедитесь, что ткани вам хватает, и она именно той ширины, которая необходима. На сари нельзя делать шов.
В принципе, в создании сари все до банального просто. Разложите ткань, отверните по краю примерно полсантиметра, отутюжьте, еще раз отверните. Закрепите отворот булавками и прошейте сгибы на швейной машинке по всем четырем сторонам.
Низ и верх тканевого прямоугольника украсьте красивой тесьмой (бордюром). На стороне, которая будет правой, пришейте красивую кайму или расшейте этот край блестящими нитками, пайетками, бисером или стеклярусом. Обрежьте все ниточки, которые торчат, и отутюжьте ткань.
Современный вариант
Современная одежда индийских девушек преобразилась под влиянием европейского влияния. Индийские специалисты признают, что она комфортнее традиционного одеяния населения Индия. Смесь обоих вариантов одежды создала необычный формат моды для городских жителей. После того как открылось больше рабочих мест, резко увеличился спрос на одежду официально-делового направления.
Таким образом, современный индийский стиль в одежде в настоящее время состоит из привычных для нас топов, рубашек и футболок. Но при этом индийские девушки сочетают джинсы с традиционным Курти. Мини-юбки и шорты носят только девушки в больших городах.
Также стоит обратить внимание на аксессуары в индийском стиле. Обычно это массивные серьги, кольца, браслеты и колье, которые придают образу загадочности Востока
Далее на фото показаны аксессуары в индийском направлении:
Составляйте для себя необычные наряды, используя индийское направление в одежде. Приобретайте эти изысканные наряды и удивляйте окружающих своим художественным вкусом.
Духовный аспект
Сари и дхоти — это не просто повседневная одежда индийцев. Она также прекрасно подходит для совершения религиозных обрядов. Согласно ведическим предписаниям, на пуджари (священнике) обязательно должна быть чистая одежда. Одежда со швами таковой не считается, ведь в швы забивается пыль и грязь, которая не вымывается даже после стирки.
Поэтому на священниках в храмах и на женщинах, совершающих пуджу домашним божествам, вы не увидите привычной нам западной одежды.
Каждый раз, приезжая в Россию из Индии, я некоторое время, пока не привыкну к нашей полосе, умеренной и воздержанной на краски в природе и одежде, скучаю по яркости индийцев. По звенящим и разноцветным браслетам, по разнообразным украшениям, по цветастым сари. По тому, что женщин можно легко отличить от мужчин по внешнему виду. Как бы ни менялась мода в мире, следующие традициям индийцы не отказываются от своей одежды, которая не зависит от веяния времени.
Наталия Федорова, фото автора ОбществоКультура